Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Феликс Эдмундович Дзержинский - славный сын России


...Герой, Титан, Символ, Создатель, Отец Отечества. Если бы Феликс Эдмундович посвятил свою жизнь не только ближнему, но и Богу – уверен, его бы канонизировали как святого. Ибо история его жизни – это история пример жизни исповедника, мученика, «святого».
Как только его не склоняют нынешние оппозиции (но не власти. Его портреты висят в кабинетах нынешних наследников ЧК). И палач русского народа, и русофоб, и "жид" и т.п. Какой же он, настоящий железный Феликс?

Чудесный материал о славном сыне России.



Оригинал взят у mingitau в Феликс Эдмундович Дзержинский
На восьмой год жизни в Дзержинском решил глубже поверхностных сведений узнать о жизни человека в честь которого назван город в котором живу. Для этого в течение нескольких недель прочел две книги «Дзержинский» из серии ЖЗЛ. Одну за авторством А.Тишкова 1985 г., другую С.Кредова 2013 г. Также прочел подборку трудов Феликса Эдмундовича «Государственная безопасность» (2008 г.) и его «Дневник заключенного» и письма родным и знакомым. Вдобавок посмотрел наиболее известные о нем фильмы - «Вихри враждебные» (1956 г.) и «Особых примет нет» (1979 г.). Сходил на могилу к Кремлевской стене. А вот в музей-заповедник Дзержиново, что в Минской области Беларуси, не доехал. Полагаю после такого погружения могу сделать позволить себе некоторые соображения об этом человеке и рассказать о книгах и фильмах.
DSC09647
18/02/2016 Москва, Красная площадь
DSC09641
За мавзолеем у Кремлевской стены похоронены 9 глав Советского союза, в т.ч. Ф.Э.Дзержинский

Признаться честно, Феликс Эдмундович Дзержинский меня потряс. …
Сложно подобрать простые слова и без пафоса объяснить, что такое сочетание в одном человеке гуманизма, созидательной энергии и личной порядочности, направленных на преображение страны, крайне редко встречалось в истории нашего государства. Безо всякой иронии к нему можно применять слова – Герой, Титан, Символ, Создатель, Отец Отечества. Если бы Феликс Эдмундович посвятил свою жизнь не только ближнему, но и Богу – уверен, его бы канонизировали как святого. Ибо история его жизни – это история пример жизни исповедника, мученика, «святого». (Только не стоит меня упрекать в богохульстве, ибо я прекрасно понимаю, что Святым он не мог быть). Но он себя всего отдал людям и жил во имя ближнего, что и позволяет проводить параллели со святыми.
* * *
Его жизнь – невероятный пример веры человека в торжество порядка и справедливости.

С16 лет он пошел в народ защищать права человека труда. Именно мирно защищать права на достойную жизнь, а его за это 6 раз в тюрьму, 11 лет ссылок, каторги, тюрем. Он ни разу не поднимал оружия для борьбы с империей, но она его растоптала. Отняла молодость и здоровье в тюрьмах. Империя забрала молодую супругу, которая родила ему сына в тюрьме и которого он увидит только через 8 лет уже будучи одним и руководителей Советской России. Восемь лет без жены, оправленной в вечную ссылку, без ребенка – страшно подумать – и все эти испытания только за то, что он призывал царизм уважать труд человека, помогал рабочим отстаивать свои законные права.
Полагаю, большинство сломалось бы, ожесточилось бы, но в 40 лет выйдя из Таганской тюрьмы, он принялся, можно сказать, что созидать новый мир, а можно сказать, что восстанавливать порядок, а вернее будет и то и другое. Ирония судьбы в 1916 г. его в кандалах водили на суд в Кремль, а через 2 года он уже из Кремля ходил на работу на Лубянку.

Считаю, что к октябрю 1917 года распад государства и деградация общества в России достигли максимума. И Великая Октябрьская революция стала переломной точкой в смуте, началом восстановления порядка в крупнейшей в мире стране, возрождения ее общества. А Дзержинский – устроитель порядка из хаоса.
Читаешь его дневники 1918-1926 гг., его деловую переписку, выступления в газетах и понимаешь за какую фундаментальную проблему он взялся. Он без прикрас описывает, анализирует состояние разных сфер жизни молодого государства – жуткий развал промышленности, катастрофическое состояние транспортной сети, обнищание населения, упадок нравов, активное противодействие внутренних контрреволюционных сил и особенно внешнее влияние, которому выгоден хаос в России. Страна стоит на грани исчезновения и по внутренним и по внешним причинам, и Дзержинский как атлант пытается противостоять этому процессу, являя собой моральный авторитет и грамотного управленца. Вряд ли в отечественной истории был столь результативный «антикризисиный менеджер» как Феликс Эдмундович.
* * *
Невероятным кажется сочетание его сфер деятельности, где он успел навести порядок.

- Молодая власть в 1917-19 гг. в опасность физического уничтожения. С нуля Дзержинский создает ВЧК, сверхэффективная легендарная спецслужба, восстановившая и поддерживающая законность и порядок в стране.

- Транспорт в руинах. Дзержинский возглавляет «Минтранс» и за два года по самой большой в мире стране, которая не может существовать без ж/д транспорта восстанавливается регулярное паровозное пассажирское и грузовое движение.

- Голод 1921 г. в Поволжье. Дзержинский круглосуточно трудится в Сибири, восстанавливая объекты транспорта и одновременно организуя отправку хлеба и мяса голодающим районам страны.

- В стране 5 500 000 сирот и беспризорников – Дзержинский организует систему ликвидации этого явления, трудового перевоспитания подростков, в результате которой появляется и наш город Дзержинский.

- 1922 год – промышленность практически стоит, тяжелой индустрии почти нет, государство экономически рискует впасть в зависимость от западных технологий – Дзержинский возглавляет ВСНХ («Министерство промышленности») и уделяет первоочередное внимание восстановлению и развитию в стране металлургии, тяжелого машиностроения, угледобычи, руководит восстановлением Донбасса, горячо поддерживает НЭП, отстаивает при этом права крестьянства на достойный заработок.

- Духовно-нравственный упадок общества катастрофичен, процветает взяточничество и коррупция, аморальное повеления народа. И этому Феликс Эдмундович уделяет особое внимание, возглавляя межведомственную комиссию по борьбе со взяточничеством, должностными преступлениями, оптимизации работы государственных органов. Не щадит злоупотребляющими своим положением чекистов, партийцев.

К середине 1920-х годов он выглядит странным аскетом-трудоголиком на фоне большинства руководителей и граждан, он продолжает борьбу за лучшую жизнь его страны. И, полагаю, как никто другой именно Дзержинский заложил самый крупный камень в основание фундамента мощного Советского Союза, который через всего 15 лет после его смерти смог остановить агрессию фашистской Германии. Каждый гражданин современной России обязан титанической жертвенной работе Дзержинского мирным небом над головой и процветанием государства, которое все уважали.
* * *
Чему учит нас Феликс Эдмундович (читая его письма и труды):

1) Он учит любви к ближнему. Его письма к супруге, сыну, сестре трогательны до слез, они полны мира добра и любви, сострадания, отеческого наставления. Пример высокой культуры взаимоотношений. Но любовь к ближнему не ограничивалась только семьей, она распространялась на каждого человека – сколько сирот и обездоленных Дзержинский лично вытащил из трущоб, отогрел в своем кабинете, дал ночлег в кремлевской квартире?!! Скольким людям он помог своим продуктовым и вещевым пайком?!! А скольких голодающих спас, организовав подвоз продовольствия в районы бедствия и наоборот вывозя детей. Немощных из этих районов. Путевкой в жизни ему лично обязаны тысячи и тысячи наших соотечественников. И при этом делал он это бескорыстно, истинно по-христиански.

2) Он учит гуманизму. Человек, его право на жизнь и труд было для Дзержинского краеугольным в системе мировоззрения. Его и тогда и сейчас многие обвиняют в «красном терроре», в расстрелах. Да, что отрицать, ему приходилось подписывать расстрельные приказы, но… если читать его записи и статьи – он всегда выступал против применения высшей меры наказания. Добился того, чтобы через полгода после ее вынужденного введения ее изъяли из полномочий ВЧК, настаивал на запрещении ее в СССР. Постоянно в его текстах встречаешь требование к своим подчиненным добрее относится к задержанным, видеть в них не преступников, но людей, которых можно исправить, а главное Человека. Дзержинский исключительный морализатор, добивавшийся беспристрастности среди чекистов, добивавшийся того, чтобы кара настигала только ограниченное число тех, кого она должна была достичь. Он физически страдал от того, что ему приходилось решать судьбы, но что поделать, когда для спасения миллионов приходится жертвовать сотнями – это государственное управление! Это миф, что Дзержинский повинен в стольких невинных смертях – ЧК губернские, городские, заводские – в условиях слабого государства начала 1920-х гг. были полуавтономными и в них находилось масса людей озлобленных на других. В этом мире злобы, конечно, лилась кровь и виновных и безвинных, но Дзержинский первый был среди тех, кто стремился обуздать звериную репрессивную сущность местных ЧК, боролся с внутренней агрессией, чистил ряды чекистов от палачей.

Стоит отметить, что в своей революционной деятельности он никогда не призывал к смерти, физическому уничтожению госслужащих или отдельных классов, но к исправлению права человека на достойный труд, к перевоспитанию буржуев. Скольких специалистов-некоммунистов он сохранил в Минтрансе и Минпроме от репрессий?!! Для него было важно, что эти люди трудятся на благо новой страны и не важно, что они не разделяют коммунистических идей. Проживи он еще – м.б. и не было бы таких сталинских репрессий, ужасов коллективизации и т.п.

3) Он учит трудиться. Не приходить на работу и просиживать положенное, а именно трудиться в поте лица и через труд находить счастье. Созидательный труд во благо государства, ответственное отношение к себе и подчиненным. Не имея фактически образования он все время учился у других на работе, вникал во все детали тех сфер которыми управлял, а они были весьма разными – госбезопасность, транспорт, металлургия. Дзержинский – пример и для госслужащего и для любого гражданина в отношении к труду.

4) Он учит простоте. Его отношение к материальному миру удивляет – человек возглавлявший несколько министерств и ведомств, руководивший тысячами с практически безграничными властными полномочиями, оставался совершенно скромным в быту – маленькая двухкомнатная квартирка в Кремле с простой обстановкой, такой же кабинет на Лубянке. Отдал талон на новые сапоги своей племяннице, чтобы так могла получить себе платье. Экспроприировал в счет государства фамильную усадьбу Дзержиново. В предназначенном для его постоянного проживания большом номере в гостинице «Националь» жили по его желанию ценные специалисты или обездоленные. Человек довольствовался простой едой и простой одеждой. Ему не нужно было ничего материального, хотя он мог иметь все.

5) И конечно он учит любви к Родине, патриотизму. Для него это смысл жизни.

Дзержинский безгрешен, свят, можно сделать вывод из этих слов. Нет, конечно. Он постоянно сам подчеркивает свои слабости, самокритичен, просит объяснять ему его проблемы в речи и образовании, останавливать в несправедливостях. Но, что точно можно сказать, что он жил как истинный христианин или коммунист (как кому нравится) и это естественно не находило понимания ни среди многих подчиненных, ни среди коллег, ни среди оппонентов.
Это непонимание и погубило его. Близко принимая к сердцу козни коллег, он болезненно отнесся к одному из совещаний в июле 1926 г., где отстаивал право крестьян на накопления, старался защитить их от надвигающейся насильственной коллективизации. Сердце не выдержало многолетнего утомительного труда и после совещания его не стало. Ему было всего 49 лет.

Жизнь Дзержинского – жизнь настоящего гражданина своего отечества, истинного патриота, человека труда во благо государства, доброго отца, заботливого супруга, жизнь, о которой надо знать и у которой надо учиться. Было бы здорово, если бы в этом году по случают 90-летия со дня кончины или в 2017 г. по случаю 140-летия со дня рождения в Дзержинском в школах прошли бы уроки памяти Феликса Эдмундовича. Равно как каждый год один из уроков истории в школах горда должен быть посвящен Феликсу Дзержинскому, Дмитрию Донскому и Виктору Доркину.

Наш дорог должен гордиться и дорожить тем, что носит имя этого выдающегося человека, оттого два предстоящих юбилея могут быть поводом для круглых столов/конференций/форумов посвященных его жизни и наследию. А наш город Дзержинский является непосредственным наследием его труда.
* * *

И в завершении несколько слов о фильмах и книгах:

Фильм «Вихри враждебные» (1956 г.) - советское патриотическое кино с некоторым перевиранием фактов истории, но при этом удивительно эмоциональное и сильное. Рассказывает о послереволюционной деятельности Дзержинского. Хороши кадры послевоенной Москвы. Дзержинский харизматичен и человечен. Несмотря на весь пафос фильма он вполне отражает колоссальный масштаб личности Феликса Эдмундовича.

Фильм «Особых примет нет» (1979 г.). Польско-немецко-советский фильм с Андреем Мировоным в одной из главных ролей. Рассказывает о нескольких месяцах жизни молодого «рыцаря революции» в 1905 году в Польше. Очень красивое, мелодичное кино. Петр Гарлицки, сыгравший Дзержинского создал располагающий образ человека искреннего, культурного, мечтательного, но с сильным идейным стержнем. Особое наслаждение от просмотра дает великолепная музыка и виды Польши, Берлина начала ХХ века. Фильм рекомендую посмотреть.

«Дзержинский» (Серия ЖЗЛ, А.Тишков, 1985 г.). В целом добротная советская биография Дзержинского с сумасшедшим тиражом в 450 000 экземпляров, в которой дотошно рассказывается о всех этапах его жизни. В ней много идейного, бюрократического, но крайне мало человеческого – его семьи, друзей, его внутреннего мира. Полагаю не так интересно читать о всех проблемах польской социал-демократии начала ХХ века, но процесс созидания человеком новой Россию в ней дан весьма эпически.

«Дзержинский» (Малая серия ЖЗЛ, С.Кредов, 2013 г.). Очень добротная книга, очищенная от советского пропагандистского налета. Автор во главу книги ставит личность Дзержинского и рассказывает о ее развитии и эволюции. Для понимания действий героя он часто пространно отвлекается на картины исторических событий начала прошлого века. И это интересно и живо. Как буквально с 7 сотрудниками Дзержинский начал создавать ВЧК в условиях когда имперские министерства не хотели работать на Советы. Борьба с насилием и агрессией в Москве 1918 года. Кредову лучше других удалось создать образ человека в том, которого многие десятилетия мифологизировали или демонизировали. Книгу обязательно стоит почитать.

«Дневник заключенного. Письма» - Прямая речь Феликса Эдмундовича. 11 лет тюрем научили его созерцательности, научили ценить жизнь, любовь близких. Его письма поучительны, глубоки, философски насыщены. Очень интересны те, в которых супругу он учит воспитывать сына. И еще и письма и «дневник заключенного» учит любви и нежности по отношении к близким. Ибо они превозмогают все преграды. Только любовь!

Tags: Дзержинский
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments