Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Общие потери во время Великой Отечественной — 19,9 млн. Обоснование


Солженицын говорит о 44 млн военнослужащих [1]. Кто-то даёт другие фантастические цифры. Но можно же посчитать. Если давать грубый, с наскока отпор, то: за четыре года Великой Отечественной через советские вооружённые силы прошли 34 476,7 тыс. человек [2]. Поэтому, начиная с второклассника, любой может понять, что автор ГУЛАГа довольно самоуверенно лжёт.
Но можно подойти к подсчёту и более скурпулёзно. К этому и приступим.


Обратимся к детальному исследованию, проведённому в работах В.Кожинова «Россия. Век ХХ. 1940-1961» и «Великая война России». Человека, относившегося к коммунизму сложно, не имеющего причин возвеличивать достижения советского периода нашей Истории. Итак.
*
... В начале 1941 года население СССР составляло, как выяснено в последнее время посредством тщательнейших и всецело достоверных подсчетов (работа вышла в 1999-м году - прим. arctus), 195,3 млн. человек, а в начале 1946-го людей старше 5 лет в стране имелось всего лишь 157,2 млн.
[3] Таким образом, "исчезли" 38,1 млн. человек из имевшихся в начале 1941-год. [4] Утрата, конечно же, огромна - 19,5% - почти каждый пятый! - из населения 1941 года. Но в то же бремя очевидна нелепость утверждения, что в 1941-1945-м погибли-де 44 млн. одних только военнослужащих - то есть на 6 млн. (!) больше, чем было утрачено за эти годы людей вообще, включая детей, женщин и стариков.

Однако дело не только в этом. Даже и 38,1 млн. "исчезнувших" людей нельзя отнести целиком к жертвам войны, ибо ведь и в 1941-1945 гг. люди продолжали уходить из жизни
в силу "естественной" смертности, которая уносила в то время минимум (именно минимум) 1,3% [5] наличного населения за год (не считая младенческой смертности), то есть за пять лет - 6,5% -что от 195,4 млн. составляет 12,7 млн. человек (повторю: по меньшей мере столько).

Кроме того, не так давно были опубликованы сведения о
весьма значительной эмиграции из западных областей СССР после 1941 года - эмиграции поляков (2,5 млн.), немцев (1,75 млн.), прибалтов (0,25 млн.) и людей других национальностей; в целом эмигранты составляли примерно 5,5 млн. человек. (Народы России. Энциклопедия. — М., 1994. С. 61)

Таким образом, при установлении количества людей, в самом деле погубленных войной, следует исключить из цифры 38,1 млн. те 18,2 млн. (12,7+5,5) человек, которые либо умерли своей смертью", либо эмигрировали. И, значит, действительные жертвы войны — 19,9 млн. человек, не считая, правда, смерти детей, родившихся в годы войны.

Это вроде бы противоречит результату наиболее авторитетного исследования, осуществленного в 1990-х годах сотрудниками Госкомстата — 25,3 млн. человек. Но в этом исследовании специально оговорено, что имеется в виду "общее число умерших (не считая естественной смертности.- В. К.) или оказавшихся за пределами страны
[6], а, как отмечалось выше, за пределами страны оказалось 5,5 млн. эмигрантов, 19,9+5,5 - это 25,4 млн. человек, что почти совпадает с подсчетами Госкомстата.

Стоит сообщить, что принципиальное согласие с подсчетами Госкомстата высказал уже упоминавшийся наиболее квалифицированный эмигрантский демограф С. Максудов (А. П. Бабенышев), с начала 1970-х годов работающий в Гарвардском университете (США)
[7]

И в связи с этой цифрой — 19,9 млн.— особенно дикое впечатление оставляет и приведенная выше цифра 44 млн., имеющая в виду только погибших в 1941-1945 годах военнослужащих, да и значительно уменьшенная цифра - 31 млн. погибших "красноармейцев", объявленная позднее, в 1995 году, тем же автором [8] (Солженицыным).

Что же касается гибели военнослужащих, то произведенное в конце 1980-1990-х годах скрупулезное исследование всей массы документов воинского учета 1941-1945 годов показало, что потери армии составляли 8,6 млн. человек
[9]. К примерно такой же цифре пришел ранее С. Максудов, причем, особенно существенно, что он исходил не из недоступной ему, эмигранту, воинской документации, а из демографических показателей. И, ознакомившись с опубликованными в 1993 году итогами анализа документов, он выразил удовлетворение и даже "удивление" тем, насколько "потери в военкоматском учете... близки к их демографической оценке" (указ. соч., с. 119). Таким образом, два исследования, исходящие из разных "показателей", дали, в общем, единый результат, что делает этот результат предельно убедительным.

Нельзя не отметить еще и следующее. С. Максудов в качестве профессионального демографа "упрекнул" исследователей армейских документов в игнорировании естественной смертности, обоснование утверждая, что собственно боевые потери на самом деле были
меньше 8,6 млн., так как часть военнослужащих (напомню, что в армию призывались и не очень молодые люди - до 50 лет) умерла в силу естественной смертности, и гибель от рук врага постигла, по расчетам С. Максудова, 7,8 млн. военнослужащих.

Широко распространено представление, что наибольшие боевые потери пришлись на самую молодую часть призванных в армию людей,- тех, кому было в 1941 году 18 или не намного больше лет. И это, безусловно, вполне основательное представление, ибо не имевшие существенного жизненного - не говоря, уже об армейском - опыта юноши погибали, конечно, в первую очередь; в этом возрасте к тому же нередко еще слабо развито чувство самосохранения.

Но боевые потери этого поколения все же крайне резко преувеличивают. Так, в печати многократно утверждалось, что воины 1921-1923 годов рождения погибли почти все, например, один известный ученый, членкор АН, писал не так давно: "Из прошедших фронт людей этого возраста вернулись живыми только 3 процента", то есть 97 (!) процентов погибли...
Между тем есть вполне надежные сведения, что из 8,5 млн. мужчин 1919-1923 гг. рождения, имевшихся в 1941 году, к 1949 году "уцелели" 5 млн. [10] Выходит, таким образом, что почти две трети мужчин этого поколения вообще не воевали (что крайне неправдоподобно), ибо, как утверждается, только один из тридцати трех фронтовиков этого возраста "вернулся живым".

____________________________________________________
Литература и примечания:
[1] Солженицын А. Публицистика… с.323 второй пагинации
[2] Россия и СССР в войнах ХХ века. Статистическое исследование. М., 2001. С.441
[3] цифра эта абсолютно достоверна, ибо, согласно надёжной переписи 1959 года, т.е. через ещё 13 лет, были живы 140 млн. людей, родившихся до 1941 года.
[4] Народонаселение. Энциклопедический словарь. — М.., 1994. С. 623
[5] cтоит сообщить, что например, в США смертность составляла в 1920-х именно 1,3%, а в 1930-х несколько меньше — 1,1% (Демографический энциклопедический словарь. — М., 1985. С.419)
[6] Людские потери СССР в Великой Отечественно Войне. Сборник статей. – СПб, 1995. С. 40
[7] Максудов С. О фронтовых потерях Советской армии. В годы Второй мировой войны. «Свободная мысль. — 1993, №10. С. 118, 119

[8] Солженицын А. «Русский вопрос к концу ХХ века.» – М. 1995, с. 81, 82
[9] Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование. — М., 1993, С. 146
[10] Народонаселение ... С.623


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments