Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

В Одессе открыли памятную доску советскому капитану Мезенцеву


В Одессе вчера состояла официальная церемония открытия мемориальной доски Георгию Афанасьевичу Мезенцеву, защищавшему город от немецко-фашистских захватчиков.

Доска была вывешена на фасаде дома на Приморском бульваре днем ранее. Инициаторами установки являются ветераны Черноморского морского пароходства и Одесского регионального отделения Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) при поддержке городского совета.

На церемонии открытия с речью выступила председатель департамента культуры и туризма Одесского горсовета Анжела Василина.

«Это знаковое событие для нашего города. Еще один дом увековечен памятью о легендарном человеке, нашем соотечественнике. Мы обязаны сохранять память о таких людях. Они — наш нравственный ментальный код, наша история, которая не должна исчезать и уходить, как песок. Это память о мужестве и героизме, о любви к родной земле», — отметила Анжела Василина.



Напомним, капитан Георгий Мезенцев (1903–1976) с 1936 года командовал судном «Комсомол». Во время гражданской войны в Испании помогал республиканским войскам. 14 декабря 1936 года его судно было потоплено франкистами, а экипаж попал в плен. Освобождение состоялось в 1938 году благодаря усилиям советских властей. За боевые заслуги был награжден орденами «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Японией» и двумя орденами Ленина. В 1937 году Леонид Утёсов посвятил памяти советских моряков песню «Теплоход Комсомол», а в 1979 году именем Мезенцева был назван контейнеровоз Черноморского пароходства «Капитан Мезенцев».

Отметим, что данное событие идет наперекор разворачивающейся на Украине политике борьбы с советским и коммунистическим прошлым, начавшейся с «ленинопада» во время Евромайдана и продолжившейся уже на официальном уровне после государственного переворота в 2014 году.

15 мая 2015 года президент Украины Пётр Порошенко подписал пакет законов «о декоммунизации Украины», направленный на вычеркивание советских и коммунистических названий административных единиц, а также топонимов, содержащих имена советских героев, таких как Зоя Космодемьянская, Иван Панфилов, Сидор Ковпак и других.
ИА Красная весна.
***

Мезенцев Георгий Афанасьевич родился в Бердянске в 1903 - умер в 1976 в Москве) — легендарный капитан дальнего плавания, участник войны в Испании

Георгий Мезенцев окончил Одесское мореходное училище, сегодня носящее имя Александра Маринеско. Пять лет плавал старпомом на четырехмачтовом барке «Товарищ». Теплоход «Тимирязев» был первым его капитанским судном. В 1936 году, отправляясь в Москву на первый Всесоюзный слет стахановцев, передал «Тимирязев» новому капитану, а сам принял теплоход «Комсомол», построенный ленинградскими корабелами. Первый его рейс открывал новую линию на США. До этого советские суда практически не ходили через Атлантику. Атлантическое плавание проходило в условиях сильнейших штормов, зато каким был теплым прием в Бостоне: тысячи людей приходили, чтобы посмотреть на первое советское судно, они не верили, что такой теплоход могли построить в России. Фотографии капитана, членов команды появились во многих газетах. В обратный рейс «Комсомол» отправлялся груженный оборудованием для первого советского автозавода. Также теплоход доставлял грузы в сражающуюся республиканскую Испанию.

5 декабря 1936 года теплоход «Комсомол» вышел из Поти в очередной рейс на бельгийский порт Гент с грузом марганцевой руды, адресованной для фирмы «Провиданс» на борту. В этот последний рейс года моряки-одесситы уходили с приподнятым настроением. Завершив его, они становились победителями социалистического соревнования судов Черноморского пароходства т.к. недавно экипаж, доставив важные грузы в Аликанте и Валенсию, в т.ч. 50 танков Т-26, благополучно вернулся из борющейся Испании. Но приэтом чувство опасности не покидало моряков. Они знали, что рейсы судов в республиканскую Испанию вызывали лютую ненависть у фалангистов.

Вечером 13 декабря к «Комсомолу» приблизился военный корабль, и, запросив о том, какой груз везет судно и куда следует, он удалился. В ночь на 14 декабря, когда «Комсомол» миновал траверз Алжира, его орудийным залпом остановил франкистский крейсер «Канариас». Его капитан нагло потребовал: «Остановить машину! Покинуть судно в течении 10 минут!» Теплоход застопорил ход. Поднявшись на судно, молодчики по главе с офицером вели себя бесцеремонно. Они конфисковали все судовые документы и паспорта моряков и перед тем, как покинуть судно, заявили капитану Г.А. Мезенцеву, что через несколько минут теплоход будет расстрелян. С крейсера открыли огонь по советскому судну. Каждый выстрел щемящей болью отзывался в сердцах моряков. На их глазах погибал родной теплоход, а сами они стояли под дулами винтовок. Всех 36 членов экипажа «Комсомола» пленили и поместили в тюрьму Пуэрто дель Санта-Мария. Здесь все было подготовлено для их расстрела, но в последнюю минуту по решению генералиссимуса Испании Франко смертный приговор был заменен 30 годами тюремного заключения.

На земле, в морях и океанах
Будет день, мы верою полны.
Мы пройдём победным ураганом
И рассеем призраки войны!
За тебя, товарищ мой,
За советский флаг
Враг ответит головой
В будущих боях!


Не сразу на Родине узнали об этом разбойном нападении. Только 20 декабря 1936 года ТАСС сообщило: «Пиратский крейсер испанских фашистов 14 декабря сего года поджег и потопил судно «Комсомол». Окончательная судьба команды выясняется». Моряков ждали нелегкие испытания. Восемь суток находились они в стальных казематах крейсера. Затем их доставили в тюрьму Пуэрто де Санта-Мария. Франкисты стремились запугать советских людей, сломить их волю. В ход пошли угрозы, избиения, допросы. На допросах наши моряки вели себя стойко, держались с достоинством. Жалоб и просьб о пощаде не было.

Только в апреле 1937 года Итальянское посольство в Москве официально уведомило, что экипаж «Комсомола» интернирован и находится на территории, контролируемой войсками Франко. В защиту советских моряков поднялась мировая общественность. В результате длительных переговоров, с помощью Международного Красного Креста освобождение моряков стало реальным. Первыми на Родину в октябре 1937 года вернулись 11 моряков во главе с капитаном Г.А. Мезенцевым, в т.ч. и все коммунисты. Через месяц — еще 18 членов экипажа, которых судьба забросила и в гестаповские застенки. Остававшиеся 7 моряков были освобождены только через два года и восемь месяцев. Пытки, издевательства, которые пережили в тюремных застенках советские моряки, описал в своей трилогии «Санта-Мария» одесский писатель Иван Гайдаенко, в то время один из членов экипажа «Комсомола».

Указ о награждении капитана Г. А. Мезенцева орденом Ленина за успешно проведенную операцию по доставке боевого оружия и боеприпасов в Картахен был издан, когда Георгий Афанасьевич находился в плену. Тогда же всю команду наградили высокими правительственными наградами. Позже Георгий Мезенцев был удостоин еще двух орденов Ленина.

После пребывания в Пуэрто дель Санта-Мария капитан долго на суше не засиделся. Ему, капитану буксира «Тайфун», поручили провести уникальную экспедицию по буксировке плавучего дока из Одессы на Камчатку. За 82 дня прошли почти 11 тысяч миль через одиннадцать морей и два океана, в порт назначения прибыли на 20 дней раньше запланированного срока.

Перед началом Великой Отечественной войны Георгий Мезенцев возглавлял Черноморское морское пароходство. А в годы войны был назначен руководителем созданного Черноморско-Азовского бассейнового управления, позже руководил Дальневосточным пароходством. Оборона и эвакуация Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, организация доставки грузов для Сталинграда, участие в войне с Японией, после окончания Великой Отечественной войны возглавлял одно из главных управлений министерства морского транспорта СССР.

В 1974 году в Кремлевском Дворце съездов отмечалось 50-летие торгового флота. Внести в зал почетное знамя министерства было поручено самому именитому капитану дальнего плавания страны, почти полвека отдавшему служению морю, Георгию Афанасьевичу Мезенцеву.

14 декабря 1976 года во Дворце моряков отмечалась 40-я годовщина подвига «Комсомола». Каждый год в этот день собирались члены экипажа легендарного теплохода, и там всегда присутствовал Г. А. Мезенцев. За два месяца до этого события его не стало. В этом же году, учитывая огромный вклад капитана дальнего плавания в развитие морского транспорта, название «Капитан Мезенцев» было присвоено строящемуся контейнеровозу проекта 1609 Черноморского пароходства, который был спущен на воду в 1979 году.
Похоронен на Головинском кладбище. Награждён тремя орденами Ленина, другими орденами и медалями Советского Союза.

Ветераны флота убеждены, что имя Мезенцева должно быть увековечено в названии улицы нашего города. В конце декабря 2010 года состоялось заседание Совета ветеранской организации флота ГСК ЧМП, которое приняло ходатайство, адресованное историко-топонимической комиссии при исполкоме Одесского горсовета. В нем члены совета просят членов комиссии рассмотреть вопрос о переименовании одной из улиц Одессы, дав ей название «Братьев Мезенцевых».
Источник: http://proxy.whoisaaronbrown.com/proxy/http://odesskiy.com/m/mezentsev-georgij-afanasevich.html
***

Это был материал 2010 года. Что сейчас?
Если это попытка удовлетворить, кроме желания горожан, еще и политике декоммунизации, то решение с довольно странной логикой: именем братьев Мезенцевых планируют назвать улицу Чапаева:

«Одесская ОГА и мэрия по-разному переименовывают одни и те же улицы
Улицу Чапаева в Малиновском районе планируют назвать улицей Мезенцевых (в честь легендарных одесситов — капитана теплохода «Комсомол» Георгия Афанасьевича Мезенцева и многолетнего директора Одесского завода радиально-сверлильных станков, выдающегося организатора производства Сергея Афанасьевича Мезенцева). В решении ОГА она значится как ул. Вячеслава Кирилова1 июня 2016 г.
=Arctus=

Tags: Украина, десоветизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments