Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Часть - II

vazibi:




Ангел вручает преподобному
Пахомию общежительный монашеский устав.


Пахомий Великий (292 — 346, 348) — египетский монах, выходец из Фив. Основатель киновитного монашества.

Киноовия, или Ценобий (от дрв. греч. κοινό-βιος - совместная жизнь, общежитие) — христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава.




Общежитейская реформа Сергия

Сергий принял в общину 12 человек и попросил их построить себе кельи. Позже община начала увеличиваться. Какие порядки были в общине? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Сергий поначалу разрешал иметь братии личную собственность и этот тип устройства монастыря назывался особножитие. Но пройдёт немного времени, как Сергий установит общежитейский устав (первый русский монастырь общежитейского устава был создан Феодосием Печерским) смысл которого заключался в следующем: еду, одежду, обувь и прочее — получают от монастыря. Труд монахов общежития безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю. Все монахи общежития (вплоть до настоятеля) не имеют права собственности и личного имущества, а, следовательно, прав дарения, наследования и так далее.
Какова была причина такого изменения устройства? Прежде всего, Борис Зайцев так описывал причину: «С рос­том мо­нас­ты­ря и бра­тии это ста­нови­лось не­удоб­ным (особножитие). Воз­ни­кала раз­ность в по­ложе­нии мо­нахов, за­висть, не­жела­тель­ный дух во­об­ще» - с одной стороны, а с другой «Пре­подоб­ный хо­тел бо­лее стро­гого по­ряд­ка, приб­ли­жав­ше­го к пер­вохрис­ти­ан­ской об­щи­не. Все рав­ны и все бед­ны оди­нако­во. Ни у ко­го ни­чего нет».
Сергия считают реформатором, и это действительно так, ведь общежитейский устав впервые за долгое время вводится именно Сергием в церкви св. Троицы, а уже потом в основанные им и его учениками монастыри. В осуществлении реформы ему помогал митрополит Алексий. Предполагается, что именно он, будучи в Константинополе (1353-54), попросил патриарха Кир Филофея написать грамоту Сергию, в которой говорилось: «Но едина главизна (правило) ещё не достаточествует ти: яко не общее житие стяжаете», — и «Потому же и аз совет благ вам даю…, яко да составите общие житие». Данную грамоту передали Сергию греки, прибывшие из Константинополя с митрополитом Алексием. Теперь у Сергия был авторитет патриарха для осуществления реформы.
Выше уже говорилось, что часть монахов монастыря св. Троицы были против новых порядков, о чем свидетельствует грамота патриарха Каллиста I, датированная 1360 годом. Грамота не упоминает имя Сергия, однако она адресована русскому игумену. Сергий к этому моменту уже, получил данный сан. В ней говорится о «увещевании братии о повиновению к игумену». Никому кроме Сергия такая грамота не могла быть адресована. Монахам ничего не оставалась, кроме как смириться  с новым (возвращённым) порядком, либо покинуть общину.

В следующей части мы рассмотрим крайне важную составляющую жизни монастыря это - труд.

[ссылки]Часть - I
Часть - III
Часть - IV
Часть - V
Часть - VI  
Часть - VII

Tags: коммунизм, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments