Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Часть - II

vazibi:




Ангел вручает преподобному
Пахомию общежительный монашеский устав.


Пахомий Великий (292 — 346, 348) — египетский монах, выходец из Фив. Основатель киновитного монашества.

Киноовия, или Ценобий (от дрв. греч. κοινό-βιος - совместная жизнь, общежитие) — христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава.




Общежитейская реформа Сергия

Сергий принял в общину 12 человек и попросил их построить себе кельи. Позже община начала увеличиваться. Какие порядки были в общине? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Сергий поначалу разрешал иметь братии личную собственность и этот тип устройства монастыря назывался особножитие. Но пройдёт немного времени, как Сергий установит общежитейский устав (первый русский монастырь общежитейского устава был создан Феодосием Печерским) смысл которого заключался в следующем: еду, одежду, обувь и прочее — получают от монастыря. Труд монахов общежития безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю. Все монахи общежития (вплоть до настоятеля) не имеют права собственности и личного имущества, а, следовательно, прав дарения, наследования и так далее.
Какова была причина такого изменения устройства? Прежде всего, Борис Зайцев так описывал причину: «С рос­том мо­нас­ты­ря и бра­тии это ста­нови­лось не­удоб­ным (особножитие). Воз­ни­кала раз­ность в по­ложе­нии мо­нахов, за­висть, не­жела­тель­ный дух во­об­ще» - с одной стороны, а с другой «Пре­подоб­ный хо­тел бо­лее стро­гого по­ряд­ка, приб­ли­жав­ше­го к пер­вохрис­ти­ан­ской об­щи­не. Все рав­ны и все бед­ны оди­нако­во. Ни у ко­го ни­чего нет».
Сергия считают реформатором, и это действительно так, ведь общежитейский устав впервые за долгое время вводится именно Сергием в церкви св. Троицы, а уже потом в основанные им и его учениками монастыри. В осуществлении реформы ему помогал митрополит Алексий. Предполагается, что именно он, будучи в Константинополе (1353-54), попросил патриарха Кир Филофея написать грамоту Сергию, в которой говорилось: «Но едина главизна (правило) ещё не достаточествует ти: яко не общее житие стяжаете», — и «Потому же и аз совет благ вам даю…, яко да составите общие житие». Данную грамоту передали Сергию греки, прибывшие из Константинополя с митрополитом Алексием. Теперь у Сергия был авторитет патриарха для осуществления реформы.
Выше уже говорилось, что часть монахов монастыря св. Троицы были против новых порядков, о чем свидетельствует грамота патриарха Каллиста I, датированная 1360 годом. Грамота не упоминает имя Сергия, однако она адресована русскому игумену. Сергий к этому моменту уже, получил данный сан. В ней говорится о «увещевании братии о повиновению к игумену». Никому кроме Сергия такая грамота не могла быть адресована. Монахам ничего не оставалась, кроме как смириться  с новым (возвращённым) порядком, либо покинуть общину.

В следующей части мы рассмотрим крайне важную составляющую жизни монастыря это - труд.

[ссылки]Часть - I
Часть - III
Часть - IV
Часть - V
Часть - VI  
Часть - VII

Tags: коммунизм, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments