Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Труд

vazibi:

Труд в монастыре
Труд является важной составляющей жизни в монастыре. Без этого элемента не укротить в себе гордыню, не воспитать в себе смирения, не выработать характер  и  не выжить в суровых условиях. Труд является частью духовного пути монаха. Это не просто необходимость, а часть веры. Труд сплачивает людей в монастыре. Если монах не молится, тогда он работает по хозяйству. Примеры простого физического труда в монастыре опять же можно обнаружить в жизни Сергия, и от него мы можем понять, как трудились остальные монахи, ибо Сергий был для них примером трудолюбия и духовного подвига.


Теперь вспомним монахов, прибывших к Сергию. Святой попросил их построить себе кельи, и они начали строить. Сергий помогал им в работе, «таскал брёвна, носил воду в двух водоносах на гору, молол ручными жерновами, пёк хлебы, варил пищу, кроил одежду, обувь, был по Епифанию, для всех «как купленный раб», – говорится у Б. Зайцева.
Монахи, дабы иметь пищу, трудились в своих маленьких огородах и на раскинутых вокруг монастыря пашнях. Когда хозяйство монастыря начало расширяться, встала необходимость постройки новых зданий – тра­пез­ной, хле­бопе­кар­ни, кла­довой, ам­ба­ров и т.п. Знания Сергия о профессии плотника передавались остальной братии. Все трудились при строительстве, на хозяйстве и в молитве.
Излишки хозяйственной продукции, которые позже стали появляться, монастырь перенаправлял в богадельни, где принимали путников или просто голодный люд, там их кормили и лечили. Богадельня могла существовать только при общежитии.
Обитель Сергия производила и интеллектуально-культурную продукцию. Известно, что здесь получали необходимое образование «списатели», – «в риз­ни­це ос­та­лось мно­го книг и оп­ле­тен­ных в ко­жу ру­копи­сей то­го вре­мени. Напр., Еван­ге­лие пр. Ни­кона, Слу­жеб­ник, пи­сан­ный его же ру­кой в 1381 г., на пер­га­мен­те, «По­уче­ния Ав­вы До­рофея», 1416 г., «ру­кою мно­гог­решно­го ино­ка Ан­то­ния», «Лес­тви­ца», 1411 г., «спи­сан­ная ру­кою гру­бого и ху­дого, стран­но­го, пос­ледне­го во ино­цех, сми­рен­но­го мно­гыми гре­хи Вар­ла­ама». Также обучали иконописи. Племянник Сергия Фе­одор, в юнос­ти пос­три­жен­ный, ов­ла­дел ико­нописью именно в монастыре св. Троицы.
Благодаря всему тому, что было сказано выше, Сергиевский монастырь представлял собой и аналитико-политическую площадку. Именно сюда приезжали князья, чтобы спросить не только благословения, но и совет, в том числе  политический. К такому примеру можно отнести московского князя Дмитрия Донского, который перед куликовской битвой приезжал в монастырь вместе с другими князьями спрашивать совета у Сергия. В житии указываются и другие схожие случаи.
         
В заключение приведем слова Л.Н Гумилева из его книги «От Руси до России», где он также высоко оценивал общежитейское устройство монастырей, построенных Сергием и его учениками (всего более 100): «Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались». Такая духовная, просветительская и мобилизационная детальность притягивала людей и вскоре охватила всю Русь, возродив в ней единство народа, укрепив веру и дав выдержку в борьбе против монголов.

Надеюсь, мы сумели представить себе устройство жизни и быта христианских коммун.  Теперь мы сделаем скачок на много столетий вперёд, в начало XX века, и рассмотрим пролетарские крестьянские коммуны  молодого Советского Союза.

[Spoiler (click to open)]

Tags: коммунизм, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment