Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Борис Гомолко пошел на таран, на земле взял немецких летчиков в плен


День 8 сентября 1942 года доподлинно сохранился в описаниях очевидцев и самих участников событий ... Неожиданное столкновение с противником требовало молниеносного решения. ...

... В 11 часов утра майор Чирва вылетел с первой группой самолётов. Доведя их до аэродрома, он без посадки ушёл за вторым подразделением. "В 11:45 при подходе к аэродрому, - вспоминал С.Н. Чирва - я давал по радио лётному составу, какие имеются характерные признаки около нашей точки посадки, после чего перешёл на приём. Как только перешёл на приём, я услышал о приближении самолётов противника. Я невольно посмотрел вверх и увидел над собой группу бомбардировщиков, шедших нам навстречу. Они были на высоте 2000 - 2500 метров, всего десять Хе-111. Моя группа находилась на высоте 800 метров". Бомбардировщики шли бомбить важный железнодорожный узел и город Камышин.

В начале сентября 1942 года немецкие лётчики ещё чувствовали своё превосходство в воздухе, вели себя нагло и уверенно. Советским авиачастям не хватало самолётов, а молодым лётчикам боевого опыта. Пополнение из выпускников авиационных школ и училищ приходилось со всей осторожностью вводить в строй по ходу выполнения боевых задач. Отработка техники пилотирования, воздушный бой, групповая слётанность и штурманская подготовка - всё обучение происходило непосредственно на передовых аэродромах. "Необлётанных", несмотря на нехватку людей, командование старалось не выпускать на задание.

Неожиданное столкновение с противником требовало молниеносного решения. В составе группы было только 3 опытных пилота: сам командир, штурман Д. И. Родин и заместитель командира эскадрильи лейтенант И. А. Бондарев. Остальные лётчики не имели боевого опыта. Но, видя расстановку сил и полагаясь на своих ребят, майор подал команду "правым разворотом с набором высоты" начать преследовать противника. Через пять минут, находясь на высоте 3000 метров, группа по команде начала атаку. Первый "Хейнкель" сбил майор Чирва. Немецкие бомбардировщики не выдержали смелого натиска и, потеряв боевой порядок, разбрелись по одному.

Благодаря степной местности и чистому небу, когда вся округа хорошо просматривается на много километров, за воздушным боем следили все, включая командование 16-й ВА. Не дойдя до Камышина, противник повернул на юго-запад, пытаясь спрятаться в разорванной облачности. Манёвр оказался не особо удачным. Сбитый старшим сержантом Гомолко Хе-111 рухнул на землю в районе села Таловка. Израсходовав в последующих атаках боеприпасы, Борис пошёл на таран. Винтом своего самолёта (заводской номер 4690) он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, упавшему в 5 - 6 км северо-западнее Таловки, после чего покинул неуправляемый истребитель. Немцы из протараненного самолёта тоже выпрыгнули, воспользовались парашютами. Но Борису удалось раньше приземлиться, отстегнуть парашют и взять их в плен. (Из донесения от 08.09.1942 г. за подписью майора Захарова из 512-го ИАП: "Состояние протараненного экипажа: один разбился вместе с самолётом, второй застрелен ст. сержантом Гомолко, третий взят в плен, четвёртый - скрылся в неизвестном направлении". Однако далеко скрыться немецкому лётчику не удалось.)

Ещё одна интересная деталь: Гвардии майор авиации А. А. Какадий в те годы старший сержант, служивший вместе с Гомолко во второй эскадрильи, уже после войны в своих воспоминаниях о боевом пути 283-й ИАД запишет: 

  • «Самолёт, после того, как его покинул сержант Гомолко, не разбился, а тихо и плавно спланировал в степь. После посадки эскадрильи оказалась пустой стоянка пилота Б. М. Гомолко. А перед вечером видим такую картину: едет автомобиль ЗИС-5, хвостом к кабине, в его кузове, привязан самолёт Як-1, а впереди машины идёт сержант Гомолко и ведёт пленных немецких лётчиков».

В штабе авиаполка немцев допросили. Фронтовой корреспондент газеты "Красная Звезда" Н. Н. Денисов в книге "1418 дней фронтового корреспондента" вспоминает: "Мы присутствовали на допросе одного из этих лётчиков - лейтенанта. Эскадра, в которой он служил, понесла более чем 300 процентов потерь - её состав за последнее время трижды обновлялся самолётами и экипажами. Из других пленных гитлеровцев запомнился обер-лейтенант... рыжий детина с мясистым лицом и бегающими водянистыми глазами. Он сказал: "Мы не думали, что русские будут так упорны". И было чему удивляться! За 20 минут воздушного боя из 10 вражеских бомбардировщиков 2 сбил Гомолко, по одному майор С. Н. Чирва и майор Д. И. Родин, ещё один в паре сбили лейтенант Н. В. Харитонов с сержантом В. П. Вусиковым. Итого 5 самолетов и несколько пленных лётчиков. Наши истребители потерь не имели. ...
Подробнее - в материале «КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953. Гомолко Борис Мефодиевич»


Борис Гомолко – уроженец города Богодухова Харьковской области, Украинской Советской Социалистической Республики.
«Жизненный путь молодого лейтенанта оборвался под Сталинградом 24 сентября 1942 года. Выполняя боевое задание совместно с лётчиками 563-го ИАП, Борис столкнулся с отрядом из 20 немецких истребителей Ме-109. В воздушном сражении Гомолко был тяжело ранен, но сумел посадить свой самолёт (заводской номер 2195) в степи в районе села Александровка. К месту приземления была послана машина, и лётчика привезли в госпиталь ещё живым, но спасти его не удалось. Похоронили Бориса Гомолко в Алтухово у дома, где располагалась санитарная часть. По воспоминаниям сослуживцев на похороны приезжали родители Бориса, жившие в эвакуации в Свердловске».

Борис Гомолко сложил голову за нашу Советскую Родину. Он не знал, что через 75 лет на его малой родине Украине будут хозяйничать те, кого он бил в 1942-м под Сталинградом.
=Arctus=




Tags: Война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments