Из центра города долой. Оптимизаторы добрались таки до Универститета.
Новый единый учебный корпус власти предлагают возвести в Пушкинском районе — между Шушарами и Пушкиным. Как метко подметили преподаватели СПБГУ, во чистом поле.
1 октября 2019 года правительство России поручило федеральным органам исполнительной власти Петербурга выделить средства на проектные работы по строительству нового единого кампуса Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) на 2020–2021 годы. Строительство кампуса планируется осуществить в 2022–2026 годах.
Предполагается, что единый кампус, который по задумке должен расположиться в «научно-технологической долине» в Пушкинском районе, позволит «решить проблему транспортной доступности», а также «территориальной разобщенности» корпусов.
Небывалого размаха проект предусматривает размещение на территории не менее 150 га научно–технологического медицинского комплекса, учебных и учебно-лабораторных корпусов, общежитий, конгресс-центра, спортивной инфраструктуры.
Однако преподаватели СПБГУ, как и студенты, мягко говоря, не спешат радоваться открывшимся радужным перспективам. 7 октября преподаватели и студенты выступили против переезда альма-матер в Пушкинский район, подписавшись под коллективным открытым письмом «О проекте единого кампуса СПбГУ», под которым уже собрано более 1 300 подписей.
По мнению подписавшихся, столь дорогостоящий проект нанесет непоправимый вред старейшему в стране университету. Называется целый ряд причин: конечная стоимость переезда и оснащения нового корпуса будет гораздо выше заложенной в плане; вывоз всех учебных подразделений за город ухудшит транспортную ситуацию, потому что ежедневные поездки между городом и пригородом в условиях мегаполиса отнимают около трех часов и более; многие преподаватели совмещают работу в университете с работой в научных институтах, музеях, где требуются уникальные знания, а это возможно осуществить только в центре города.
Наконец, исторические здания Петербурга, где «живет» университет, повышают престиж вуза для обучающихся. К тому же известно, что Шушары, в районе которых хотят возводить новые корпуса, входят в пятерку самых труднодоступных городских окраин с новостройками.
Решать ныне имеющуюся проблему транспортной доступности для студентов преподаватели предлагают не отъездом «за Можай» всем составом, а за счет расширения университета на Васильевском острове, что было бы и в разы дешевле, чем строительство «во чистом поле».
Опрошенные корреспондентом ИА Красная Весна в главном корпусе СПбГУ на Васильевском острове преподаватели и студенты подтверждают опасения, описанные в открытом письме.
Владимир Василик, доцент исторического факультета СПБГУ:
Отношение у меня к этой мере весьма сложное. С одной стороны, студенты действительно маются из-за неустроенности, из-за необходимости ездить из Петергофского общежития на занятия в центр по забитым машинами дорогам. С другой стороны, эту проблему общежития можно было бы спокойно решить, купив несколько домов в центре Петербурга и оборудовав их по последнему слову техники. И это будет в несколько раз дешевле. К тому же возникает вопрос: а откуда деньги возьмутся? Если у нас сокращают преподавателей под предлогом того, что нет денег? Зачем тогда такие огромные деньжища тратить на кампус?
Если для химиков и физиков нужны лаборатории — и в этом смысле они меньше зависят от библиотек и архивов, то для историков и филологов главное — это архивы, библиотеки, музеи, рукописные отделы. Отрываясь от них, историк или филолог перестает быть профессионалом. Естественно, энтузиасты будут продолжать ездить в центр города, только для них это будет стоить больших усилий. Это крайне неудобно.
Преподавательница филфака СПБГУ (анонимно):
Мне кажется, что это не очень удобное решение, потому что многие студенты живут здесь рядом, преподаватели живут здесь в городе. И с чисто транспортной точки зрения было бы неудобно ездить куда-то дальше, чем центр. И мне кажется, что так как ВУЗ располагается в исторических зданиях — это тоже является частью имиджа, частью логики студентов и абитуриентов, которые выбирают именно СПбГУ. И поэтому переезд университета нехорошо влияет на образ одного из старейших университетов в России. Я думаю, что в общем и целом мнения схожи с тем, что я вам сказала.
Представитель административно-управленческого аппарата СПбГУ (анонимно):
Мы туда не поедем! Мы не сможем так далеко ездить. Для нас это очень накладно по времени: два часа туда, два часа обратно, восемь часов работа, а еще семья.
Диана, магистрантка СПбГУ 1-го курса:
Конечно, неудобно далеко ездить. Надеюсь, что этого все-таки не произойдет. Да и к тому же для многих студентов эти стены стали родными: здесь мы пересдавали наши предметы и получали «автоматы». Тут преподавательский состав, который живет рядом. Вряд ли они будут ездить на окраину Петербурга. Это уже будет совсем другой университет. Он уже не будет одним из лучших в стране.
Лиза, студентка СПбГУ 4-го курса:
Негативно, потому что наш университет всегда гордился историческими зданиями, и не хотелось бы… Мы все здесь уже привыкли работать и учиться. И переезжать в другое здание — как-то…
Напомним, согласно представленному правительством РФ спорному проекту, стоимость строительства оценивается в 46 млрд руб., 26 из которых должны вложить частные инвесторы, а 19 будут выделены из бюджета.
Проблему транспортной доступности предлагается решить целым комплексом инженерно-строительных работ: запланировано строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург и путепровода на ее пересечении с Ям-Ижорским шоссе; строительство железнодорожной магистрали и остановочного пункта в районе технологической долины (место, где будет располагаться будущий кампус); строительство линий скоростного трамвая Капчино — Шушары — Славянка; строительство путепровода в створе Московского шоссе («Терлевский путепровод»); строительство продолжения от Колпинского шоссе до Московского шоссе.
https://rossaprimavera.ru/article/5de01629