
Снижение интеллектуального уровня населения является естественной целью образования в условиях капитализма, заявил доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян на круглом столе 19 декабря, посвященном декрету «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»
Используя данные анализа состояния образования в Европе, проведенного Надеждой Крупской, Багдасарян отмечает, что как раньше, так и теперь в капиталистических странах существовали школы для элиты и для народа, отличающиеся методикой, оснащением и финансированием. При этом современные западные элитные школы опираются в том числе и на советские методики, а вот народные используют «методику оболванивания».
«Капитализм — он дает грамотность. Развитие технологий определенное дает, но он оболванивает человека. То, что сегодня происходит с нашей системой тестирования — ну, это просто, надо называть вещи своими именами — дебилизация», — делает вывод профессор.
Сравнивая подход в капиталистических странах, в том числе в современной России, с попытками формирования нового человека в СССР, Багдасарян указывает на ненужность и даже вредность человека-творца в капиталистическом миропорядке.
Профессор ссылается на статью академика Арнольда. В ней известный математик рассказывает о сознательном ухудшении качества образования в Америке, поскольку
в результате чтения книг человек вместо предметов потребления «начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы».
«Капитализму это не нужно: ни Шекспира, ни Моцарта, поэтому, в общем, для капитализма характерно главная установка — корпорации должны получать прибыль. Как могут получать прибыль корпорации? Либо путем расширения рынков сбыта, но дальше сегодня расширяться некуда, либо путем роста потребительских запросов. То есть, называя вещи своими именами — путем потребительского зомбирования населения», — описывает целевые установки образования Багдасарян, отмечая, что любые духовные ориентиры при этом становятся «помехами» для достижения этой цели.
Говоря о советском образовании, Багдасарян привел сформулированную Сталиным установку на то, чтобы «весь рабочий класс и всё крестьянство сделать интеллигенцией», а также установку на коллективистское воспитание и развитие личности. Профессор отметил, что в нынешней системе стратегические цели образования в принципе не сформулированы.
«Сегодня говорят о компетенциях, компетенции. Не говорят только о самом важном — не говорят о том, какого человека мы формируем», — объяснил проблему Багдасарян.
Читайте также: Сравнительный анализ целей образования в нашей стране в 1950-е годы XX века и в нынешнее время
Доктор исторических наук сформулировал пять ключевых компонентов советской системы образования: установка на общественный идеал, коллективистское воспитание, приоритет фундаментальной подготовки над специализацией, развития личности над получением знаний и «то, что в дореволюционной педагогике называли „преображение человека“».
Багдасарян отметил, что эти компоненты были выбраны в условиях обширной и глубокой педагогической дискуссии. По мнению профессора сам факт наличия этой дискуссии и педагогических исканий 20-30-х годов свидетельствует о больших интеллектуальных ресурсах, брошенных государством на систему образования.
Читайте также: Высокая грамотность в Красной Армии принесла ей победу — сотрудник архива
В подтверждение этой мысли историк также привел экономические данные: с 1926 по 1930 годы финансирование системы образования колебалось от 12 до 13,4% бюджета, в то время как на 2020 год на образование выделено 4% бюджетных денег. Именно такое внимание к образованию Багдасарян и считает основой советских научно-технических побед. В подтверждение этой мысли он процитировал известное высказывание президента Кеннеди: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».
Напомним, 19 октября в Московской городской думе состоялся круглый стол «От мрака — к свету, от битвы — к книге, от горя — к счастью», посвященный грядущему 100-летию Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В своих докладах выступающие рассказали об организации борьбы за грамотность в Красной Армии и национальных республиках, а также принципиальных особенностях и уникальности советской системы образования и воспитания в целом.
ИА Красная Весна