Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

Преподавание казачьей истории в РФ – историк ИРИ РАН бьет тревогу


Так конструировалась и Украина. Манкурты воспитываются открыто, при полном попустительстве и даже помощи государства.
*
«... Вопреки солидной научной традиции с начала 1990-х годов в СМИ, публицистике и популярных изданиях, рассчитанных на массового читателя, научная концепция происхождения и ранней истории казачества была отвергнута. Ей была противопоставлена т. н. «автохтонная теория». ... Россия (Москва) в подобной концепции трактуется как извечный враг «казачьего народа», поработивший его и превративший казачьи земли — «Присуд» или «Казакию» в свою колонию».


Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Никитин (рожд. 1944) с 1970-х годов занимается темой истории казачества.

Никитин в своей статье «Учебные пособия по истории казачества и некоторые проблемы современной историографии», опубликованной в июле-августе 2019 года в российском академическом научном периодическом издании «Российская история», затрагивает тему идущего в России с начала 1990-х годов т. н. «возрождения казачества», под которым следует понимать современное переконструирование в РФ казачьей идентичности.

Он обращает внимание на то, что в последние годы в стране была создана огромная целая сеть образовательных учреждений различного уровня казачьей направленности. В которой, помимо общего курса истории, ведётся преподавание и истории казачества.

Но какой истории?

Учёный отмечает, что в современной России казачья тематика настолько политизирована (особенно в вопросе о происхождении и этнической природе казачества, а также о характере взаимоотношений казачества с Российским государством.), что исследователям, особенно проживающим в «казачьих» регионах, не всегда удается придерживаться строго научного подхода из-за испытываемого «давления извне».

Поэтому,

вопреки солидной научной традиции с начала 1990-х годов в СМИ, публицистике и популярных изданиях, рассчитанных на массового читателя, научная концепция происхождения и ранней истории казачества была отвергнута. Ей была противопоставлена т. н. «автохтонная теория», утверждающая, что казаки — это особый этнос, не имеющий по своему происхождению ничего общего с русским народом и полностью отличающийся от него. Непосредственными предками казаков в этой связи называют практически все древние народы, проживавшие в Северном Причерноморье, либо собственно сам «казачий народ», которому по созвучию находят «предков» в регионе. Россия (Москва) в подобной концепции трактуется, как извечный враг «казачьего народа», поработивший его и превративший казачьи земли — «Присуд» или «Казакию» в свою колонию.

«Автохтонная теория» с ее антимосковскими мотивами восходит к сочинениям казачьих «самостийников» — «автономистов» и «сепаратистов» первой трети XX века: Евграфу Савельеву, Исааку Быкадорову, Шамбе Балинову, Петру Харламову и Андрею Гордееву. Их исторические концепции стали частью идеологии движения «казакийцев», сотрудничавшего сначала с Пилсудским в проекте «Прометей», а потом с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. После войны движение «казакийцев» перешло под покровительство США и внесло свой вклад в принятие Конгрессом США в 1956 году закона 86−90 «О порабощенных народах», действующего до сих пор. Согласно этому закону, казаки считаются одной из «порабощенных» Россией «наций» и вправе требовать создания на ее территории своего независимого государства — «Казакии». Самостийная концепция легла в основу изданного в США в 1966—1970 годах трехтомного «Казачьего словаря-справочника» Губарева и Скрылова. После 1992 года этот «Казачий словарь-справочник» выдержал несколько переизданий в Российской Федерации и стал у современных российских «казакийцев» вместе с сочинениями Савельева базовым.

На старте движения активисты «возрождения казачества» взяли «на вооружение» концепции казачьих «автономистов» и «сепаратистов». ...
<...>

Николай Никитин указывает на негативные тенденции от сложившихся в преподавании истории казачества практик:

«Общеизвестно, что преподаванием истории закладываются основы мировоззрения человека. Но казачьи кадетские корпуса, школы и классы имеют свою специфику. От того, как у них поставлен „учебно-воспитательный процесс“, напрямую зависит, будут ли выпускники этих образовательных учреждений ощущать себя частью русского народа, пусть и весьма своеобразной. Или же они вопреки данным науки будут воспринимать себя как некий „самостоятельный этнос“, „генетически“ с русским народом не связанный и даже „противоположный ему“. Если на уроках истории (даже при условии хорошо организованного патриотического воспитания) казачатам станут навязывать представление о каких-то „особых“, „древних“ корнях их предков, то в душе каждого выпускника таких заведений останется червоточинка, которая рано или поздно так или иначе даст о себе знать».
<...>

Выдержки из статьи на EADaily. Полностью – здесь
Ссылка на статью Никитина.


Tags: Казаки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments