Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

Украина копирует опыт ЮАР 1948-89 и нацистов в Чехии 1939-45


После подписания президентом Украины закона о школьном образовании Украина встала в один ряд с Южной Африкой времён апартеида, оккупированной нацистами Чехией 1939−1945 гг и Испанией времён диктатора Франко.

Как же решался языковой вопрос у старших братьев незалэжной?


Отмечу, что законом русских переместили в людей четвёртого сорта:

первый сорт – украинцы; второй сорт – крымские татары, как граждане, которые «не имеют государства, которое бы этот язык защищало и развивало», которым украинский будет просто преподаваться; третий сорт – венгры, румыны, словаки и немцы Закарпатья, румыны Черновицкой области, поляки, болгары, греки, – как обладатели языков стран ЕС. В их образование мова будет вводиться очень осторожно и постепенно. Русские вошли в понятие «остальные» народы, для которых предусмотрена самая жёсткая схема:

... Учиться по-русски дети смогут только в начальной школе, а уже в 5 классе 80% предметов им станут преподавать по-украински. И уже с нового учебного года все русские школы на Украине подлежат превращению в украинские. О вузах и говорить нечего.

Сравнения напрашиваются самые неприглядные:
... например, с ЮАР в 1948—1989 годов, где действовали законы апартеида. Там тоже существовала «иерархия прав». На вершине пирамиды находились африканеры, ниже стояли другие белые. Ещё ниже располагались мулаты (цветные) и индийцы. Наконец, негритянское большинство было просто политически бесправным. Но даже они на специально отведённых территориях (бантустанах) имели право учиться на родных языках.

Украинский закон можно сравнить с нормами, которые действовали в оккупированной нацистами Чехии в 1939—1945 годах. Там немецкие власти протектората Богемия и Моравия закрыли все чешские высшие учебные заведения. Количество школ с обучением на чешском сокращали каждый год, а приём чешскоязычных детей в немецкие школы и гимназии ограничивали. Часть предметов в школах для чехов тоже надлежало преподавать по-немецки. Но даже здесь возможностей учиться на родном языке у чешских школьников было больше, чем на современной Украине.

Нечто похожее можно наблюдать в той части Словении, которую в 1941 году оккупировала Италия. Там даже чиновники могли общаться с местным населением по-словенски, а в школах тоже класс от класса росла доля обучения на итальянском. Хуже было только чехам из Судетской области, полякам из Гданьска и Познани, словенцам из областей, присоединённых к Рейху. Они даже начальных школ не имели, их обязывали учиться по-немецки.

Из более поздней практики вспоминается режим диктатора Франсиско Франко в Испании. Он также закрывал каталонские, баскские и галисийские школы, вводя полную кастилизацию образования и всей официальной жизни. Несмотря на его лютый антикоммунизм и антисоветизм, членство в западноевропейских организациях с подобными законами ему было заказано. Такой подход породил множество проблем, с которыми Испания не может справиться до сих пор.
[Хроники «страны 404»: школьный апартеид по-украински]

Европейские нормы для гипотетически «европейской» Украины предусматривают предоставление языку меньшинств официального статуса, если число его носителей в определённой местности составляет 20% и более.
А, согласно опросу Гэллапа, 83% населения Украины предпочитают русский язык в общении. Поэтому украинство может держаться только на насилии. Но, как говорится, «On pent tout faire avec les baïonettes exceptė s 'y asseoir».
=Arctus=


Tags: украинизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments