Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

Как убьют промышленность Белоруссии на примере РВЗ – Рижского вагоностроительного


Известный в Латвии журналист и публицист Юрий Алексеев обратился на портале RuBaltic.ru к жителям Белоруссии с рассказом о том, как будут убивать их промышленность. Алексеев напомнил, что на днях объявил о полном и окончательном банкротстве последний монстр советской индустрии в Латвии — Рижский вагоностроительный завод (РВЗ).

«Да вы его наверняка знаете: электрички с гордыми латышскими буквами RVR до сих пор кое-где катаются по территории бывшего СССР. Расскажу, как он умер. В начале 1990-х в Латвию пришла „независимость“ и вместе с нею — полный дикий жирный капитализм. „Рижская вагонка“ тогда чувствовала себя вполне неплохо. У этого предприятия был огромный задел на будущее, просто фантастический. Кто занимался бизнесом, тот знает, что главное в бизнесе — лояльность клиентов, чтобы купившие однажды у вас какую-то вещь „зависли“ на ваших товарах-услугах надолго. А вот представьте: у вас есть такой бизнес, который автоматом обеспечивает лояльность ваших клиентов на полвека… И РВЗ имел таких клиентов на территории с населением в 300 миллионов! Электрички с буквами RVR на морде до сих пор еще кое-где катаются по всей территории бывшего СССР»,
— пишет Алексеев.

«Дело в том, что подвижной состав железных дорог имеет срок службы 30−50 лет. Да, именно так, ЖД — очень консервативный вид транспорта. Но каждые 5 лет вагоны требуют среднего ремонта, каждые 10 — капитального. Каждые 20 — модернизации. А куда клиент пойдет ремонтировать свою обветшавшую электричку? Да к производителю, конечно! Тем более что для этого не надо совершать каких-то сложных манипуляций. Подцепил пару-тройку требующих ремонта поездов к тепловозу (хоть в Москве, хоть в Ташкенте, хоть во Владивостоке) — и через неделю они уже в Риге, и над ними колдуют опытные мастера от производителя. Меняют колесные пары, моторы, обновляют салоны… Это вам не „дядя Вася“ в провинциальном депо с кувалдой и ломом. И да, первые годы латвийской независимости у РВЗ не было проблем с заказами. Новые электропоезда бывший СССР закупать перестал, денег не стало. Но зато увеличились заказы на ремонты. Ремонты — дело верное, клиент деньги платит — куда ж он денется? Но на ремонтах нельзя жить вечно: можно долго латать штаны, но приходит момент, когда их пора менять на новые…»
— отмечает журналист.

В 2010-х, по его словам, для РВЗ наступил момент, когда заказов на ремонт почти не стало.
«Штаны износились окончательно. А что было взамен у РВЗ новенького? Да ничего! От слова вообще! Дело в том, что в начале 1990-х РВЗ отдали на приватизацию с той мыслью, что придут „эффективные менеджеры“, которые „разовьют латвийский железнодорожный гигант“ до космических высот. Отдали за копейки. Иностранцам… А „эффективные менеджеры“ первым что сделали — упразднили конструкторское бюро, которое рисовало на своих кульманах новые проекты электричек. Зачем им инженеры-конструкторы? Они только даром хлеб едят! А зачем им производительные цеха? „Эффективные менеджеры“ снимали сливки с ремонтов. А заодно, сокративши территорию завода за счет производительных цехов, отдали ее в аренду под склады-магазины-бани с девочками. С чего тоже имели прибыток. Изрядный. И вот теперь тема „эффективности“ этого менеджмента окончательно исчерпалась. Последние жалкие остатки великого РВЗ на днях банкротировали»,
— констатирует Алексеев.

«Вы будете смеяться, но по территории современной Латвии ездят электрички — самые древние во всей Европе, а возможно, и в Азии. Те самые — RVR. Сто раз латаные-перелатаные, с десятью слоями краски на боках, произведенные еще в 1970-х годах. А богоспасаемая Латвия сейчас проводит конкурс на закупку электричек-трамваев на Западе. Страна/республика СССР, имевшая свой профильный огромный завод! И что главное: Латвия по европейским законам/регулам не имеет права купить у собственного завода ни электрички, ни трамвая без „международного“ конкурса. Даже из соображений — дать рабочие места своим гражданам. Евросоюз протекционизм запрещает. А в открытом конкурсе, понятно, РВЗ проиграет. Его продукция отстаёт от „лучших европейских образцов“. Спасибо „эффективным менеджерам“»,
— отмечает публицист.

Он приводит и обратный пример.
«В Минске есть такой завод — „Белкоммунмаш“. Там было все ровно наоборот. При СССР это городское коммунальное предприятие занималось текущим ремонтом городских трамваев-троллейбусов. Меняло сиденья, порезанные хулиганами, сгоревшие лампочки в фарах… А в конце 1990-х оно начало производить! Сначала — троллейбусы, потом — трамваи. Из обычной городской ремонтной мастерской это предприятие стало производителем. Спасибо Батьке, который выдал госкредиты под условный процент и обязал все городские хозяйства страны покупать только СВОЙ транспорт. Пусть сначала — неказистый, но когда у предприятия есть гарантированный сбыт, оно может развиваться и совершенствоваться. Китайское промышленное чудо родилось именно так. Сейчас техника „Белкоммунмаша“ уже катается по 40 городам России и других стран; сам ездил в Питере на их троллейбусе — хороший троллейбус. А в самих Минске/Гомеле/Витебске других-то и нет. Я не видел… Я бывал на „Белкоммунмаше“ 4 раза. Первый раз в конце 1990-х, последний — в конце 2010-х. Своими глазами видел, как растет это предприятие. Трудно, напрягаясь, но растет… В этой жизни ничего не бывает просто. В современной буржуазной жизни так: если ты — покупатель, тебя оближут со всех сторон, только плати деньги. Если ты — производитель, то тебя всегда и везде захотят убить. Делайте выводы, братья белорусы»,
— заключает Юрий Алексеев.

Напомним, что вышеописанная судьба постигла в Латвии и другие промышленные гиганты советского времени. Поскольку жалобы на разгром промышленности звучат довольно часто, бывший видный деятель движения за выход Латвии из СССР Дайнис Иванс обратился к соотечественникам со страниц издания Neatkarīga Rīta Avīze («Независимая утренняя газета»). По его словам, жители Латвии довольно часто не ценят того, что имеют — свободы. «Однако, этот ген свободного человека крайне сильно закрепился в латвийцах. Это они демонстрируют и во время кризиса в Белоруссии», — уверяет Иванс.
«Думать об оздоровительном гене „Балтийского пути“ меня заставил и состоявшийся недавно пикет у посольства Белоруссии в Риге. Там собралось много людей, которые строго придерживались позиции солидарности. Это нужно держать в уме — мы так просто не сдадимся. И мои белорусские друзья говорят: для нас важно, что вы поддерживаете наш путь к независимости, а не диктатора Лукашенко или российское вторжение в Белоруссию»,
— заключил Дайнис Иванс.

В свою очередь, латвийский премьер Кришьянис Кариньш заявил в субботу на съезде партии «Единство», что «через 10−15 лет уровень развития Латвии будет выше среднеевропейского». По его мнению, «за последние 10−15 лет Латвия пережила стремительное развитие» и в «стране есть компании, которые создают сложные высокие технологии, пользующиеся международным спросом».
Подробнее

Tags: Белоруссия, Прибалтика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments