Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

Историк о выдвижении фильма «Дорогие товарищи» на "Оскар"


Антисоветское кино "Дорогие товарищи" выдвинули на "Оскар" и он вошел в шорт-лист американской премии. Это фильм о событиях в Новочеркасске 1962 года, когда на почве поднятия цен на масло и мясо в одном из цехов местного завода уменьшили разнарядки на работу, то есть получалось, что зарплата будет меньше - возникли беспорядки. Люди из этого цеха вышли митинговать, потом присоединились другие. По сюжету фильма директор предприятия – который сам был местным жителем и прошел от рядового рабочего до директора на этом заводе, был ветераном войны, воевал от первого до последнего дня – якобы не смог найти общий язык с рабочими. Директор завода якобы сказал, мол, раз нет мяса – ешьте ливерные пирожки.Откуда это взялось, неизвестно, но везде рассказывается.
   Начались беспорядки и продолжались два дня, в результате на площади перед горкомом партии погибло 17 человек, в здании милиции погибло пятеро, и вечером, неизвестно при каких обстоятельствах, еще несколько человек погибли во время нарушения комендантского часа - куда-то шли и на команду остановиться не реагировали. При этом в событиях участвовало 5-7 тыс. человек. Но это даже не все сотрудники завода.

Эти беспорядки в хрущевское время были не единственные. На мой взгляд, самая важная причина протестов - что люди чувствовали, как после Сталина наступил идейный коллапс - за что жить и работать? Почему надо затягивать пояса? Никто не верил в то, что Хрущев про него говорил, не понимали, почему убрали его памятники. Очень часто звучал именно этот мотив: "Сталина на вас нет!".

Еще очень важная вещь - что заводу поручили изготовлять новые паровозы, которые должны были резко увеличить грузоподъемность железных дорог. Поэтому там при переходе к новому производству возникли проблемы, была объективная ситуация, которую трудно разрешить сразу. В целом по стране тоже были такие протесты, когда люди находили портреты Сталина и несли их, здесь они портрет Сталина не нашли, нашли портрет Ленина, и лозунг у них был: "Хрущева на мясо". Требования выдвигали по снижению цен, то есть от идеологической пустоты к колбасе - один шаг, от этих протестов прямой путь к перестройке.

Но стоит отметить, что при Сталине цены снижались, а не росли, и колбаса была, и мясо, то есть идеологии это все не помеха, но главное
люди верили в светлое будущее, равноправие и братство. В этом фильме показана судьба чиновницы, которая придерживается именно таких взглядов. Но во время беспорядков героиня теряет дочь. Дочь – типичный представитель оттепельной молодежи, отец монархист, который достает якобы запрещенный мундир с лампасами, хотя у нас еще в середине 30-х годов были введены казачьи войска и они воевали. Даже в такой мелочи вранье, что уж говорить о ключевом событии.



Почему солдаты начали стрелять?

Однозначно показано, что все руководители - какие-то бюрократы, оторвавшиеся от народа, у Кончаловского они все какие-то гнусные люди, хотя, надо сказать, туда в маленький городишко прилетела половина руководства страны - Козлов, Полянский и многие другие. Прилетели, чтобы решать конкретные вопросы, а не думать, стрелять в народ или не стрелять. Второе - надо сказать, что вели себя забастовщики очень развязно, масса пьяных, и поведение у них было соответствующее. Они перекрыли железную дорогу, повыбивали окна в вагонах поезда, где ехали ни в чем не повинные пассажиры. Они заставляли рабочих других заводов присоединяться, но, судя по общей численности, очень мало к ним присоединилось. Среди бунтовщиков, действительно, было много бывших осужденных, очень много. Такое стечение обстоятельств - в одном цеху собралось много бывших уголовников и началась постоянная пьянка. Интересный момент – на масло и мясо у них денег не хватало, а на водку всегда были.

История в фильме в остальном совершенно выдумана. Ключевой момент – что на крыше горкома сидели снайперы из КГБ. Это миф, никаких доказательств этому нет. И, что вот якобы эти снайперы из КГБ стали стрелять в народ.

На самом деле и в здании милиции, и внизу, перед горкомом стрельба началась после того, как у солдат стали отбирать оружие. Никто приказа стрелять не давал, до сих пор свидетельств этому не обнаружено. Солдаты делали все по уставу, поскольку у них забирали оружие, а что им еще делать? Именно поэтому в такой плотной толпе погибло всего 17 человек, а ведь стреляли из автоматов, практически в упор и если бы реально расстреливали, то погибло бы гораздо больше.


Этот миф - одна из основ нашего постперестроечного режима

Никто не стрелял в начале по каким-то детям на деревьях. Они дали выстрел в воздух, но детей на деревьях не обнаружено, все это домыслы. История об этом событии просто обросла массой "демократических" мифов. Недаром еще в начале нашей "гласности" туда приезжал Собчак вместе с Путиным, потом туда приезжал Путин вместе с Медведевым цветы возложить, мифы вокруг тех событий - одна из основ нашего постперестроечного режима. Для наших властей эта история крайне важна, как показатель "антинародного" советского режима. Мол, вот какой режим был, убивали народ, а при нас ничего такого не будет. Все это вранье.

Но интересно, что фильм Кончаловского получился несколько двусмысленный. С одной стороны он пытается "быть объективным", но с другой стороны, как ни крути, все равно получается антисоветская картина. Снайперы на крыше, начальство тупорылое не может с народом разговаривать, а все было не так.



Главный нерв фильма - антисоветский

Почему фильм выдвигается на "Оскар"? Потому что главный нерв этого фильма - антисоветский: показан расстрел рабочих властью, которая за рабочих и должна была выступать. "Кровавый генерал" рассказывает, как он расстреливал людей, хотя это совершенная глупость, потому что мы знаем, кто это был - это был заместитель председателя КГБ, будущий начальник ГРУ генерал Ивашутин, который никого никогда не расстреливал и не сваливал в яму, он был летчиком, потом стал контрразведчиком, всю войну командовал контрразведкой фронтов, ничего подобного в его биографии не было. Но Кончаловский очень хитрый человек, очень хитрый фильм и снял. Он пытается и нашим, и вашим подыграть, якобы и про Сталина сказать хорошее, но, конечно, этого не получилось, – одно то, что он попал в шорт-лист "Оскара" уже об этом свидетельствует, ведь туда попадают сплошь антисоветские фильмы, если там не затронута еврейская тема или фильм не про меньшинства. В очередной раз "Оскар" подтвердил свою политическую ангажированность. Причем, когда шла Холодная война, был СССР - Голливуд играл в беспристрастность, и Меньшов получил награду за "Москва слезам не верит".

Что касается российского кино, то ведь расстрелы более крупные и кровавые происходили в истории нашей страны при царе, но никто об этом фильмов снимать не будет. А если будет, то такую же "лажу", как "Империя под ударом" - совершенная ложь. Мы знаем, что не только на дворцовой площади, но и в целом ряде других расстрелов в царские времена погибло гораздо больше людей. Если взять, например, Ленский расстрел, то анекдотично, что все публикации или фильмы про этот расстрел заканчиваются тем, что, мол, а в 1937 году народу постреляли еще больше, чем при "царе-батюшке". Мы видим, как с помощью исторической фактуры просто манипулируют сознанием, и наши пропагандисты ничем не отличаются от ангажированного "Оскара".

Что касается упоминаний Сталина в нейтральном или хорошем контексте - в последние годы конъюнктура изменилась, и Сталина власть решила "приватизировать", из него лепят "красного монарха" и всякие другие образы, так что объективности это фильму не добавило. Главная основа и для наших властей, и для Запада - антисоветизм фильма, а он довольно четкий, ясный, и двух мнений тут быть не может.

Историк спецслужб, писатель и публицист Александр Колпакиди специально для Накануне.RU


Tags: Война с историей, фальшивки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments