Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

Подвиг за деньги? Новый антисоветский фильм про Чернобыль


В этом году исполняется 35 лет с одной из самых страшных катастроф в советской истории — аварии на Чернобыльской АЭС. Радиоактивные облака накрыли Припять и окрестности 26 апреля 1986 года. И вот на российские экраны вышел новый фильм, посвященный трагическому событию, с одноименным названием "Чернобыль". Режиссером выступил известный российский актер и сценарист Данила Козловский. О том, что из этого получилось — читайте в нашей рецензии.

Для начала совсем немного "спойлеров". В фокусе ленты — судьба и моральный выбор пожарного из Чернобыля Алексея Первушину. Молодой человек будет участвовать в стабилизации ситуации на атомной станции после взрыва четвертого энергоблока. Помимо бурных нравственных "качелей" Первушина, существует и любовная линия. Парень встречает девушку, с которой он расстался 10 лет назад и между ними вспыхивают новые чувства.

В киноленте видно огромное самолюбование режиссера, который сам же и сыграл главную роль. Козловский разъезжает на отечественной машине с ветерком, устраивает попойки с сослуживцами и рядится в импортные вещи (кстати говоря, бывшие в то время в дефиците). Что касается внешнего вида героя, то тут иногда доходит до полного абсурда. Например, в то время как остальные ликвидаторы во время тушения пожара на энергоблоке показаны с обгоревшей кожей, захлебывающиеся рвотными массами, герой Козловского рассекает по месту аварии даже без респиратора, а на его лице видно лишь легкое покраснение.

Ляпы продолжаются и в других эпизодах — например, в одном из моментов родственников пострадавших чернобыльцев не пускают к ним в больницу, но затем Оля (возлюбленная Первушина, которую играет актриса Оксана Акиньшина) попадает к нему в лазарет, хотя он получил огромную дозу облучения. При тушении пожара на энергоблоке герой Первушина почему-то ходит без респиратора.

В музыкальном сопровождении тоже не все идеально. В магнитоле автомобиля Первушин в 1986 году слушает песню группы "Кино" "Последний герой" в обработке 1989 года (именно тогда у ленинградской группы вышел одноименный альбом).




В фильме очерняются личности героев – ликвидаторов аварии на 4 энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Так, пожарный Алексей Первушин представлен инфантильным человеком, бросающим неоднократно свою любимую девушку и не понимающий, чего он хочет от жизни.

Кажется, что основной посыл кино — очернить советскую действительность и действия советских чиновников того времени. Так, показывается, что властям (вплоть до генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева) была безразлична судьба тех, кто был отправлен на ликвидацию аварии. Герой актера Андрея Смолякова в форменном мундире говорит, что необходимо, по сути, погрузиться в кипяток в аквалангах для того, чтобы выпустить воду с территории АЭС. Если эта вода вступит в реакцию с частицами, образовавшимися от возгорания и химическими реагентами, то произойдет новый взрыв и волна накроет уже Киев и другие крупнейшие советские города.




Полнейшим издевательством над историей и ликвидаторами выглядит фраза о том, что, дескать, "первый человек в космосе Юрий Гагарин точно наделал в штаны, только этого нигде не показали". Один из огнеборцев произносит ее перед попыткой ликвидации аварии. Также "трэша" добавляет ряд сцен, где на ликвидаторов аварии оказывалось давление со стороны партийных чиновников и силовиков. Например, сцена избиения тех, кто локализовал последствия аварии, в тех случаях, когда они выражали сомнения на задании, расходится с историческими хрониками.


Настоящей пощечиной для всех погибших и умерших героев Чернобыля является позиция героя Козловского, поначалу отказавшегося от участия в операции на АЭС, но после оглашения со стороны чиновников возможных привилегий в виде квартиры в Москве и иных благ передумавшего и вернувшегося. Фильм намекает, что все ликвидаторы рисковали собой ради денег. От такого поворота становится стыдно за отечественное кино.

Закрепляет такое видение ситуации тщеславие все того же пожарного Первушина. Даже когда он общается с товарищами-ликвидаторами, он расписывает им будущие прелести жизни: "Нас будут с почетом возить с мигалками и представят к наградам".

Разумеется, жажда наживы не могли быть и не были путеводной звездой для героев Чернобыля. Ибо существовал социализм, иная система воспитания и настоящие патриотические ценности. При размышлении о картине невольно вспоминается фильм "Штрафбат". По сути "Чернобыль" прямо говорит, что подвиг ликвидаторов стал возможен благодаря запугиванию людей и обещаниям больших наград. Все это расходится с мемуарами настоящих героев.
Nakanune.ru
Tags: фальшивки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments