Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Category:

Какого будущего лишилась Украина из-за разрыва с Россией


В Киеве снова жалуются на Москву - дескать, Россия хочет превратить Украину в «аграрную провинцию». И это при том, что своей политикой последних лет Украина сама лишила себя промышленности, которая была завязана на Россию и позволяла богатеть обеим странам. Давайте представим, что Виктор Янукович в 2014 году повёл себя так же, как Александр Лукашенко: не спасовал перед попыткой госпереворота и удержал страну от революционного угара. Какую Украину мы бы увидели сегодня?

Во-первых, с Крымом. И в этом нет ничего плохого, ведь он русский, хотя и не российский. Здесь стоит российский флот, крымчане спокойно говорят на русском языке. Официально он считается региональным, но по факту даже чиновники говорят в основном на нем. В этой реальности Крымский мост тоже построен, причем даже раньше (2015–2016 гг.). А украинские компании заработали на его строительстве совершенно открыто и гораздо больше, чем в нашей, постмайданной.

И это не единственный подобный проект. Москву и Киев скоростной поезд «Ласточка» связал на несколько лет раньше, чем Москву и Минск. Да, Белоруссия в Союзном государстве, но пассажиропоток между Москвой и Киевом гораздо выше. В планах – продлить маршрут до Одессы (с мая по сентябрь). И это не говоря о резко выросшем авиационном пассажирском сообщении. Крым, Львов и Одесса – модные направления отдыха граждан России.

В то же время на полную работают украинские трубные заводы: отгрузки в Россию и Казахстан для них не закрыты пошлинами, к тому же модернизация украинской ГТС дает им постоянный заказ. Кроме ГТС, заказы трубникам дает и «Энергоатом»: Украина и Россия наконец-то взялись за достройку третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС. Дело небыстрое, зато экспорт электроэнергии в ЕС позволит «Энергоатому» поправить свое финансовое положение. Кстати, работать новые блоки будут на российско-украинских топливных сборках.

Запорожской «Мотор Сичи» (двигатели для самолетов и вертолетов) не придется выводить производство и специалистов в Россию. А украинские мощности не продадут китайцам с последующим «кидком» покупателей. Возобновляется совместное производство самолетов, в том числе Ан-124 «Руслан». Украинские авиапредприятия активно участвуют в создании новых авиалайнеров, завоевывающих мировой рынок.

Керченский судостроительный завод «Залив» тоже был бы в плюсе. Впрочем, он и теперь не бедствует: с 2014 года на предприятии заложено 22 судна. Но тогда бы завод не потерял в простое несколько лет (блок корпусных цехов № 1 не работал с 2011 года, их заново ввели в эксплуатацию только в апреле 2016 года). К тому же заказ на производство мостовых конструкций для Крымского моста мог бы выполнить какой-нибудь другой украинский завод.

Да и не только «Залив», весь холдинг Smart Maritime Group Вадима Новинского (Черноморский и Херсонский судостроительные заводы, николаевский СЗ «Океан») готовился чуть ли не полностью переходить на выполнение российских заказов на 4 (!) млрд долларов. «Сейчас в судостроительной отрасли (Украины) работает около 10 тыс. человек. Если мы интегрируемся в эти заказы, то будет минимум 20 тыс. человек заняты», – рассчитывал представитель холдинга в 2013 году. Это гигантская сумма не только для украинского судостроения, но и для любой другой отрасли. Хотя и она могла быть больше. Суммарный объем целевых программ по обновлению гражданского флота в 2010–2020 гг. оценивался в 40 млрд долларов.


Но в том-то и дело, что кроме флота есть еще авиация, машиностроение, ракетостроение. Украинские автомобили, трактора, вагоны и шины беспошлинно поступают российским потребителям. В начале 2010-х еще можно было строить иллюзии насчет интеграции с ЕС, теперь же очевидно, что все это могло найти спрос только на российском и постсоветском рынках.


Не простаивали бы без дела украинские НПЗ и заводы по производству удобрений. Половина НПЗ давно устарели, но те же Лисичанский и Одесский заводы 10–12 лет назад еще не поздно было отремонтировать. «Лукойл», в принципе, был на это готов – при понятных гарантиях сотрудничества двух стран и восстановлении прямых поставок нефти (прекращены еще в конце 2000-х из-за «кидка» украинцами владельцев «Татнефти»).

С удобрениями ситуация другая. Шесть заводов постепенно остановились, потому что производство удобрений при европейских ценах на газ экономически бессмысленно. В 2010-м они еще работали – и могли бы работать до сих пор, сохраняя украинским аграриям маржу. Не нужно экономить на дорогих удобрениях, можно вносить сколько нужно и не терять урожай. О, и НПЗ сюда же: фермеры покупают украинское топливо, а не переплачивают за импорт.

На Украине есть несколько заводов, которым критически важен импорт российской или белорусской электроэнергии - но местные олигархические расклады не оставляют им шансов. Это ферросплавные предприятия, Запорожский алюминиевый комбинат, «Днепросталь». И сегодня украинский парламент не принимал бы законы с запретом такого импорта. Наоборот, работали бы новые ЛЭП, в том числе и от Белорусской АЭС.

Там завод, здесь завод - вокруг них инфраструктура: торговля, транспорт, образование, сфера услуг. Всё это сохраняется на Украине, работает на Украине, даёт друг другу заказы (корабелы - металлургам, те - шахтёрам) и платит налоги. Нет постмайданного исхода украинцев в Европу. Да и в Россию. Зачем, если работа есть здесь, русский - второй язык общения и нет войны. Есть - взаимовыгодная торговля, обогащающая обе страны, возрожденные логистические цепочки.


Самое смешное, что для всего этого Украине не нужно было бы годами стоять в чьих-то приёмных, вымаливать безвизовые статусы, дополнительные квоты для поставляемых в Европу товаров, клянчить кредиты и инвестиции.

... Подробнее, в том числе о планах 2010 года по крымскому мосту, о предложении по объединению Нафтогаза с Газпромом для масштабной реконструкции украинского газопровода и т.д. – здесь
Tags: Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments