Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Category:

Наследство Древней Руси сегодня у России, а не у киевского режима


У Киева осталась идея местечковости, майданности и вассальности
*
В своем видеообращении в ответ на статью Путина об историческом единстве русского и украинского народов Зеленский объявил Крым «дитём Украины» и сослался на то, что крестивший Русь Владимир, был великим киевским князем. Мол, «это и есть наша история; нам не нужно доказывать это [тезис о том, что крещение Киевской Руси – часть истории Украины. – С.Ч.] историческими трактатами, работами, статьями. Потому что наши доказательства не на бумаге, а в металле, в камне; не в мифах и легендах, а в наших городах и на наших улицах».

И тут украинский президент сразу запутался. Потому что сама память о крещении 988 года, как и обо всей древней истории русских, взята именно из летописей исторических трактатов, мифов и легенд и закреплена в исторических работах и статьях. А что Зеленский имеет в виду под своими доказательствами «в металле и камне» применительно к истории Древней Руси, одному ему известно, ибо что памятников Х века в камне, тем более в металле на Киевщине, считай, вообще не осталось.

Да и та Русь, которую крестил святой равноапостольный великий князь Владимир, ни Киевской Русью, ни Украиной никогда не называлась.

Если учесть, что обозначение «Украина» (окраина) в XVI-XVII веках использовалось для обозначения «части России, находящейся под властью Польши», а словосочетание «Киевская Русь» утвердилось в исторической науке только в советский период, то Зеленский попал, что называется, пальцем в небо. Даже комик без исторического образования мог бы знать, что ставший Великим князем Киевским Владимир Святославович пришел в Киев из Новгорода, княжил в Новгороде и в борьбе за Великий стол в Киеве нередко полагался на новгородские дружины Русского Залесья.

Значение Киева и «киевского периода» в истории становления Российского государства не умаляется этим нисколько: Киев действительно был когда-то центром такого становления, но во владениях Рюриковичей наступили времена удельной раздробленности и прежнее государство с центром в Киеве стало распадаться на части.

Последний раз то Киевское государство было скреплено как единое Владимиром Мономахом (1113-1125) и сохранено его сыном Мстиславом Великим (1125-1132), после чего стало дробиться при князе Ярополке (1132-1139). С 1139 года в Киеве пошла череда переворотов, когда верхушка городской знати и купечества свергала одного Рюриковича, призывала другого, потом изгоняла и этого.

Майданы – явная печать вырождения. Таких майданных переворотов в Киеве за 30 лет с 1139 по 1169 г. произошло два десятка. После чего внук Мономаха Андрей Боголюбский, одержав верх в династической борьбе, счел неразумным оставлять столицу в центре распадающейся государственности и перенёс ее во Владимир.

Так ещё и после этого за 70 лет до ордынского нашествия в Киеве произошли 40 переворотов.

Центр восстановления русской государственности, утраченной Киевом, переместился на северо-восток, во Владимир, потом ушел в Белую Русь на северо-запад, потом снова вернулся к Владимирским князьям, но уже в Москву.

Киев же своё моральное и военно-политическое значение продолжал терять, став после ордынского нашествия объектом соперничества между Ордой и Белой Русью, которая тогда отбила киевские земли от ордынцев, вышла к Черному морю и в какой-то момент даже освободила Крым.

К середине XIV века Киев полностью переходит под власть Белой Руси, а попадая под власть Польши, лишается статуса княжества.

Проблема наследства, которым так смешно кичится Зеленский, состояла в том, что киевская государственность распалась и не смогла восстановиться. Каким-то её подобием была автономно-вассальная Гетманщина XVII века. Позднее, в другом виде государственность с центром в Киеве восстановилась после революции 1917 года благодаря большевикам.

Если и говорить о наследстве Киевской Руси как Древнерусского государства, то Киев его не сохранил.

А если говорить о том, что Крым (Таврида) был «ребёнком» Киевской Руси (правда, много старше, чем родитель) и вспоминать детали отношений Древней Руси с полуостровом, включая историю Тмутараканского княжества (Восточный Крым и Тамань), то контроль над Крымом Киев утратил к началу XII века.

К возвращению Крыма в состав русских земель никакая «украинская государственность» отношения не имела. Если и считать Тмутаракань «дитём Киева», то родитель уж слишком безалаберно отнесся к своему ребенку, бросив его на произвол судьбы.

Когда Зеленский говорит, что история земли, называемой им «Киевской Русью», есть не «часть истории» нынешней Украины, а собственно её история, он во многом прав: это действительно не «часть» – это именно та история, которая была у Киевского государства, но которой потом не стало.

И здесь надо уточнить, что такое «наследие Древнего Киева». Это не майданы и подчинение Западной Европе. Это идея и опыт единого, централизованного, сильного и независимого Русского государства, на равных говорившего с современными ему державами. Этой идеи и этого опыта у Киева давно нет: осталась идея местечковости, майданности и вассальности.

Наследство Древней Руси сегодня у России, а не у киевского режима.
Сергей Черняховский
Tags: Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal