Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Category:

Д/ф «Врангель» с блокнотом. ч.2. Мнимый патриотизм Врангеля


А так же о религиозности движения, о земельном вопросе и др.поднятых в серии темах.
Продолжаем просмотр киноэпопеи «Врангель», первой её серии.
***
Итак, в январе 1918 Крым был захвачен большевикам. «Красный террор, - сообщает нам участница постановки, - обрушился буквально на каждый город».
То бишь, красный террор в действии. Разумеется, он обрушился на героя нашего повествования со всей мощью.
И происходило это так:
«Вопрос был один – нагнетает страх «эксперт»:
- Вы признаёте себя виновным???»
- нет, не признаю.
- Вы свободны.»
Собственно, и всё. Как в детском анекдоте: "Так, заяц, вычёркиваем". Все остальные детали только для того, чтобы заинтриговать и удержать у экрана телевизора непритязательного зрителя.


А чтобы подтвердить смелую гипотезу о терроре, пошли страшилки про сотни расстрелянных и утопленных — от дочери Врангеля, которая говорит, словно очевидица . Но ведь она же была тогда совсем малышкой.
Можно ли баронессе доверять в этом смысле как источнику? – ведь воспитывалась она в яро-антисоветском ключе, и вряд ли могла услышать хоть что-то позитивное об СССР из уст бросивших Родину в тяжёлую годину родственников и окружения. Злящихся из-за каждого нового советского достижения.

Но и… Затеяв разговор о терроре, авторы фильма не задают себе вопроса - Почему же всё-таки никак не пострадал барон? Ведь тогда сама напрашивается версия, согласно которой генерал был тайным агентом Троцкого. И она так же правомочна — ибо имеет не меньше  материала для её обоснования, чем доказательств "красного террора".
*
Слушаем голос дальше.

«…Он не пошёл воевать с немцами. Он пошёл воевать с большевиками.»
Логика весьма странная.
Ведь если Брестский мир они, «белые патриоты» , не признают – так шашку наголо и лети, сокол, руби немецкие головы!
Но вместо этого - под стоны о патриотизме - осуществляется немыслимое: оставляется борьба с оккупантом, чтобы пойти воевать с русскими.
Лицемерные слова о том, что «Ему было тяжело видеть врага на своей территории. недавнего противника … когда я увидел серые колонны немецких войск, марширующих по Ялте, … » только придают отвратительный вкус всей этой показухе.

Еще раз: почему «недавнего противника», а не настоящего? Как же война, господа офицеры? Как же долг, честь и присяга? Ты под присягой – бери винтовку и стреляй.

А если не взял винтовку и не стал стрелять, то это можно объяснить только тем, что Врангель признал Брестский мир. А, следовательно, и Советскую власть. И пошёл против неё с оружием в руках.
*

Пафосные завывания о том, что Врангелю якобы претило независимое украинское государство. Полноте, господа хорошие! О чём Вы?
Когда войска Пилсудского теснили Красную Армию на территориях Украины с явным намерением эти территории отторгнуть  – генерал Врангель и пальцем не пошевелил, чтобы ударить полякам с тыла. А ведь мог. Но ведь французы – спонсоры т.н. «Русской армии», Врангеля - а они пестовали независимость Польши и потворствовали её захватническим планам. Кто девушку ужинает, тот её и танцует. Не так ли, господа историки фильма?

Епископ Армии и флота, духовник Врангеля отец Вениамин (Федченков) вспоминал:
«
Были возобновлены официальные сношения с поляками, чтобы вместе бороться против красных, которые тогда угрожали Польше разгромом. (вот вам и «единая и неделимая» – arctus) И когда генералу Врангелю некоторые говорили, что союз с поляками есть измена России, он отвечал известной формулой Кавура, с изменением конца: "Хоть с дьяволом, только бы против большевиков!"»*

По-моему, так вопрос с «патриотизмом» барона Врангеля решён полностью.

И уж совсем дикой выглядит признание (после того, как он прибыл к Деникину на Кубань):
«И я понял вот эту беду России. И я понял, что НЕ немцы, а мы, русские офицеры должны встать на её защиту.» Либо Врангель и эксперты фильма сошли с ума, либо они осуществляют нелепую манипуляцию с подменой врага. Врагом объявляются большевики и народ, который встал на сторону большевиков.
*
Удивляют и такие высказывания «экспертов»:
«Такие люди, как Деникин и Врангель встали на защиту исторической России.»
О чём Вы, ребята? Историческая Россия «… слиняла в два дня. Самое большее — в три. Даже “Новое Время” нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь.» - © Розанов о февральской революции.

Где Врангель увидел историческую Россию в белой армии – «мешанине кадетствующих и октябриствующих верхов и меньшевистско-эсерствующих низов"» © генерал-лейтенант Я.А.Слащов-Крымский (прототип генерала Хлудова в пьесе Булгакова "Бег")???
Всё белое офицерство - непримиримые враги монархии и активные участники Февральской революции.
Врангель не мог считать себя преемником исторической России. Это манипуляция авторов фильма.
*
Про закон о земле, который, якобы, ко всеобщей радости решил Врангель.

О. Вениамин, очевидец, в своих воспоминаниях пишет, что реформа провалилась:
«Там, где восстанавливалась власть белых, тотчас же механически восстанавливалась и частная собственность, как старая хозяйственная система, противоположная большевистской. … когда ясно наметилась победа Советов, то волей-неволей пришлось думать о земельной реформе в радикальном смысле, чтобы соблазну большевистских даров противопоставить выгодные обещания со стороны белых. Генерал Врангель созвал для этого специальное совещание в Малом дворце.
приобретение этих земель в собственность за установленную цену при легких условиях выплаты ее. Говорилось даже, будто мужику нужна бумага на владение землею за печатью.

В результате остановились на последнем проекте как компромиссном. Заявлялось, что земля переходит во владение народа на правах частной собственности, само государство выплачивает владельцам ее стоимость, народ имеет дело уже не с частными собственниками, а с правительством. владение закрепляется государственными актами.
народ отнесся почти равнодушно. Никакого подъема и движения я не увидел, И понятно: реформа была компромиссной и запоздалой. … теперь, когда крестьяне фактически уже владели ею, когда помещики разбежались, когда советская власть утвердила землю за обрабатывающими ее, теперь подобная реформа по существу своему не могла, конечно, вызвать восторга.
… Когда же я прямо ставил этот вопрос селянам, то они сначала хмуро отмалчивались, а потом отделывались какими-нибудь неопределенными отзывами.
Ясно, что земельная реформа наша провалилась».

Это и понятно - ведь крестьянам предлагалось ВЫКУПАТЬ землю. Хоть и у государства - но кому от этого легче?
*
О благодарных Врангелю рабочих
:
«Взяли к осени и г. Александровск.
Но я не чувствовал в народе веры в нас. Например, в этом городе я служил в соборе литургию. В конце я предложил кому-либо из местного духовенства прочитать воззвание нашего Синода. Но батюшки, смиренно и робко улыбаясь, просили меня самого прочитать. Я понял, что они боялись остаться без нас, когда мы снова откатимся назад. Они, ясно, не верили в нашу победу. После литургии устроили крестный ход. Народу с нами шло немного, а по бокам стояли рабочие, явные враги наши. Они не снимали шапок перед крестным ходом и открыто злобно улыбались по нашему адресу: "Подождите-де, и вам скоро придет конец!" Я это читал на их лицах совершенно отчетливо. Да, народ тут не с нами опять
*
О религиозности "Русской армии"  о. Вениамин писал тоже, но, в отличие от авторов фильма, сокрушаясь по её отсутствию у Белых:
«Как помнит читатель, генерал Деникин отклонил пункт "за веру", чтоб быть искренним. Генерал Врангель снова вставил его. Не потому, чтобы он был более религиозен, чем тот, а потому, что этот пункт теперь казался и более патриотическим» - это епископ о трансформации лозунга «За Веру, Царя и Отечество»

Далее о. Вениамин излагает множественные случаи, которые его коробили в армии Врангеля по отношению к вере — формат статьи не позволяет приводить их – предоставляю возможность прочитать самим. Приведу лишь такой, довольно нейтральный абзац:

«Авторитет Церкви вообще был слабый. Необходимо сознаться в этом. Голос наш дальше храмовых проповедей не слышался. Да и все движение добровольцев было, как говорилось, патриотическим, а не религиозным. Церковь, архиереи, попы, службы, молебны - все это для белых было лишь частью прошлой истории России, прошлого старого быта, неизжитой традиции и знаком антибольшевизма, протестом против безбожного интернационализма. А горения не было ни в мирянах, ни даже в нас, духовных. Мы не вели историю, а плелись за ней, как многие иные, потому не имеем никаких оснований жаловаться на паству, по пословице: "Каков поп, таков и приход" и наоборот. <…> Ни гермогенов, ни палицыных среди нас не оказалось. И выписка митрополита Антония ничуть не помогла делу. Да, мы оказались бряцающим кимвалом, которого никто почти не слышал. Нечего нам сваливать вину лишь на других.


Что было на душе у военных вождей, опять не знаю. Признаюсь: не очень я верил в их ревность по вере. Помню, как в Александровске при крестном ходе (о чем я говорил раньше) в штабе стояли офицеры за окном и небрежно курили, смотря на процессию с абсолютным равнодушием, думали, что их никто снаружи не замечает. А я отлично видел.»
*
В заключение обзора приведу сильный фрагмент из беседы о. Вениамина с писателем Иваном Александровичем Родионовым в Крыму. Фрагмент о перспективности и о сути "бълого дела":

«- Видите, - ответил он (И.А. Родионов - прим. arctus), - чтобы победить большевиков, нужно одно из двух: или мы должны задавить их числом, или же духовно покорить своей святостью. Еще лучше бы и то и другое. Вы здесь хоть и благочестивы, но не святы. Ну, а о количестве и говорить не приходится. Поэтому дело наше конченное, обреченное. …»

Врангель, судя по фильму, был более оптимистичен:
«Я твёрдо знаю, что Россия не погибла. Мы увидим её свободнной и счастливой.»

Это и произошло после убытия  в Турцию последних белых во главе с бароном и последних интервентов в родные пенаты.
... Мы потом вернули и территории, которые потеряли, в том числе, благодаря Врангелю, Колчаку, Юденичу и Краснову. И забрали обратно Сахалин и Курилы у Японии. Утраченные в 1904-06 гг.

Голландец Кронер, перед титрами, говорит — какая, мол, это трагедия, что такие люди как Врангель покинули Россию. Они де могли для неё «сделать много значительного». .... А никто не заставлял их уезжать. Врангель, в конце концов, мог бы и вернуться, как его самый отчаянный и боевой генерал-лейтенант Яков Слащёв-Крымский. Учивший наших будущих маршалов Победы.
*****
* Митрополит Вениамин (Федченков) «На рубеже двух эпох»
Продолжение см.: «Д/ф «Врангель» — ч.3 Армия Врангеля как неприкаянные. Окаянные»
_____________________________
По этой же теме  см.:
— «Чем Врангель намеревался расчитаться с Антантой за помощь»
— «Армия Врангеля помогала Польше в захвате территорий России »
— «Почему Врангель помешал удару ген. Я.А. Слащёва по РККА в северной Таврии»
— «Словами белого генерала Я.Слащёва. За что воевали белые»


Tags: Врангель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments