Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Category:

Переписка Колчака с Маннергеймом с просьбой о помощи


Не всегда соглашаясь с автором ставшей редкостью книги* в его оценках, привожу отрывок из неё полностью, т.к. в интернете не найти даже цитат. В скобках - мои пометки на полях. Пунктуация сохранена, прошу внимания особого не уделять: м.б. в 1926 году были другие правила русского языка. Косой шрифт, выделения - мои.
***

Вот что сообщал он 24 мая 1919 г.  в секретной телеграмме № 408, Юденичу, Сазонову и посланнику в Стокгольме:

          По поводу движения финляндцев в Карелию нами получены от французского правительства успокоительный заверения, которые считаем вполне удовлетворительными.
      Полагаем, что протестовать сейчас нам н е следует, ибо это могло бы лишь осложнить наши отношения с Финляндией, с которой ради совместных действий против Петрограда, необходимо установить самые дружественные отношения…
         
Вполне одобряя ваши старания создать русскую администрацию в освобождённых областях Карелии, считаем, что надо избегать трений с Маннергеймом, поскольку остаётся надежда на его движение против Петрограда”

          Немного позже, 23 июня, Колчак обращается с письмом и к командующему финляндской армией генералу Маннергейму, стараясь одурачить его обещаниями.
          Он пишет: “В эти решительные дни нашей борьбы с разрушительным и анархическим остатком большевизма, я не исполнил бы своего долга перед Россией, если бы не обратился к вашему превосходительству с совершенно открытым и исполненным глубокого доверия призывом, к которому меня побуждает забота о спасении неисчислимых человеческих жизней, томящихся под игом большевизма.
      Я исхожу из убеждения, что должно быть сделано всё возможное для достижения наиболее скорого сокрушения большевизма. Поэтому я хотел бы надеяться, что вы побудите финляндское правительство принять участие в общем деле и перейти к решительным мерам для освобождения северной столицы России, начав активное ведение операций в направлении Петрограда.
         
От имени русского правительства я хочу вам заявить, что сейчас не время сомнениям и колебаниям, связанным с какими либо политическими вопросами, не допуская мысли о возможности в будущем каких либо неразрешимых недоразумений между освобожденной Россией и Финляндской нацией. Я прошу вас, генерал, принять это мое обращение, как знак неизменной памяти русской армии о вашем славном прошлом в ее рядах и искреннего уважения России к национальной свободе финляндского народа.
Адмирал Колчак”.

          Впрочем генерала Маннергейма не стоило и Колчаку особенно уговаривать для совместной борьбы с большевиками, ибо он являлся таким же врагом рабоче-крестьянской России, как и сам “верховный правитель” и горел таким же желанием задушить Революцию.
          Вопрос лишь шел о цене за помощь, оказываемую Маннергеймом русским генералам.

          На обращение Колчака, последний 10 июля 1919 г. Отвечал из Стокгольма: “Прошу ваше превосходительство принять мою благодарность за телеграмму от 23 июня, полученную мною 4 сего месяца. Большинство финляндского народа вместе со мнойю с сочувствием следит за борьбой, которую вы во главе храбрых русских войск ведете с целью истребить большевизм, тем более, что и мы принимаем в ней участие (М-м не сказал, что он ее ведет с помощью Германии и только благодаря ей М-му удалось победить - Arctus), раздавив в Финляндии красное восстание, поддерживаемое и управляемое советским правительством, а затем в лице добровольцев откликнулись на зов эстонского народа и населения Олонецкой губернии в их тяжелой борьбе против большевиков. (опять «тяжелая борьба против большевиков» - словно это некие великаны со сверхчеловеческими возможностями и супероружием из другой галактики. А ведь все просто, хоть «белым» и тяжело это признавать: народ против за большевиков и против них. - Arctus)
          Хотя я уверен в том, что впредь в состоянии уничтожить всякую попытку поднять в Финляндии красное знамя революции, но тем не менее знаем, что существующая в них советская власть представляет для нас постоянную угрозу и далеко не безучастны к страданиям, переживаемым русским народом под игом большевиков. Помимо гуманной стороны вопроса, взятие Петрограда имело бы большое значение, как опорного пункта военных действий соввласти в северной России, ввиду сосредоточения в нем всех нитей северо-российской революционной пропаганды. Поэтому финляндскому народу и его Правительству далеко не чужда мысль об участии регулярных войск финляндских и в освобождении Петрограда.
          Не стану от вас скрывать, господин адмирал, что по мнению моего правительства, финляндский сейм не одобрит предприятия, приносящего нам хотя и пользу, но требующего тяжелых жертв, если не получим гарантий, что новая Россия, в пользу которой мы стали действовать, согласилась на некоторые условия, исполнения которых мы не только считаем необходимым для нашего участия, но так же необходимой гарантией для нашего национального и государственного бытия.
Г. Маннергейм”.
(Маннергейм более чем прозрачно намекнул на признание независимости Финляндии. - Arctus)
________________________
* Субботовский И. Союзники, русские реакционеры и интервенция: краткий обзор исключительно по официальным архивным документам бывшего колчаковского правительства. Л., 1926. С. 245–249

Продолжение следует.
=Arctus=
________________________
Другие страницы из этой книги в постах:
Колчак просил помощи у Японии
Обращение Колчака к Черчиллю за руководящей ролью Великобритании
Колчаковский Минфин о том, куда уходит золотой запас
Как русские капиталисты пресмыкались перед Японией в 1918 г
Приказ ген. Ханжина о расстреле жителей, сожжении их имущества в случае укрывательства


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments