Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Category:

Не сражались «Бълые» "за Веру!" — ни по содержанию ни по форме


Из триады «За Веру, Царя и Отечество» белыми были исключены и "царь" (и это понятно, т.к. белые защищали завоевания февральской революции, – никакой «Вандэи» в Гражданскую войну в буквальном смысле не было), и "вера".

Очевидец и участник событий, «епископ армии и флота», духовник Врангеля о. Вениамин в автобиографической книге «Россия между двух эпох», написанной в эмиграции - рассматривая цели белых и их лозунги - пишет в том числе и об этом феномене:


«      Конечно, белые были или считались религиозными. В действительности в общем так и было. Но у многих эта вера была прохладная, как проявление традиции, старого быта ушедшего строя и, конечно, как противоположение безбожным большевикам. Это была, так сказать, одна из официально-государственных форм "белого движения". А попадались и открытые атеисты, после расскажу. Однако не в них дело, а в целях движения вообще: оно не ставило себе задачей защиту веры.

        Генерал Кутепов в присутствии генерала Врангеля в вагоне рассказывал ему и мне следующий очень характерный случай.
    Когда был обсужден вопрос о целях войны, дошли и до веры. По старому обычаю говорилось: «За веру, царя и Отечество». Хотели включить первую формулу и теперь, но, рассказывает очевидец Кутепов, генерал Деникин, как честный солдат, запротестовал, заявив, что это было бы ложью, фальшивою пропагандой, на самом деле этого нет в движении. С ним согласились, и пункт о вере был выброшен из проекта. Такая откровенность делает честь прямоте генерала, но она показывает, что в «белом движении» этого религиозного пункта не было, а если пользовались им после, то лишь в качестве антибольшевистской пропаганды.
<…>

        ... Всего легче это можно и нужно было бы видеть из трех деклараций, которые обыкновенно пускались среди народа пришедшею властью. Как Деникин, так и Врангель выпустили такое обращение: "ЗА ЧТО МЫ ВОЮЕМ?" Оно было краткое, строчек в двадцать. Не помню сейчас, что там говорилось вообще. Лишь два пункта запомнились. Первый о вере, второй о Хозяине.
    
       Как помнит читатель, генерал Деникин отклонил пункт "за веру", чтоб быть искренним. Генерал Врангель снова вставил его. Не потому, чтобы он был более религиозен, чем тот, а потому, что этот пункт теперь казался и более патриотическим, и отличал белых от красных безбожников, и более привлекал народ. А еще была и одна случайная причина. Какими-то путями к генералу Врангелю прошел один крестьянин Костромской губернии. Ему был показан проект обращения. Крестьянин сей удивился, что ни слова не сказано о вере, и дал совет непременно внести этот пункт. После этот крестьянин посетил и меня. Не он ли сам рассказал мне об этой подробности? Как сейчас помню его скромное лицо с русой бородой, серыми спокойными глазами, коричнево-серый пиджак и русский картуз. Симпатичный.

        Но в декларации не сказано было о православной вере, потому что в Крыму было много татар-магометан и других. Отразилось ли это обращение на массах? Не думаю. К этому пункту привыкли еще в дореволюционное время и не обращали на него особого внимания.
***

Митрополит Вениамин (Федченков) «На рубеже двух эпох». Главы "Белое движение" и "Врангель"

  
Поэтому все апелляции современных апологетов "бълых"к лозунгу «за Веру!» (а особенно "За веру, царя и отечество") как якобы лозунгу "Добровольческой Армии", "Русской Армии Врангеля" и т.п. каждый с полным правом может считать манипуляцией. Эпизодом информационной войны оных апологетов с советским наследием, с советским периодом жизни России. Эпизодом войны с Историей.
=Arctus=

Tags: Гражданская война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments