Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Циркулярное письмо ЦК РКП(б) «об отношении к религиозным организациям» 16 августа 1923 г


Для упрощенцев истории –"белодельцев" и попадающих под их чары нашёл полный текст циркулярного письма ЦК РКП(б) №30 от 16.08.1923 г. (обычно он цитируется с 5-го абзаца).

Еще В.И. Ленин предостерегал партийцев от унижения религиозных чувств верующих, и не допускал антирелигиозной пропаганды для построения нового государства  – государства трудящихся:


« Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться» – из выступления на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. (Полн.собр.соч. т.37 стр. 186)

И это не удивительно, ведь крестьяне составляли 85%, а рабочий класс только формировался, в основном рабочие тогда - это в буквальном смысле вчерашние крестьяне, представители традиционного, религиозного общества. И, как глава государства, Ленин чутко реагировал на опасность ущемления интересов населения Советской России.

В статье «Об отношении рабочей партии к религии» (газета «Пролетарий», № 45, от 13 (26) мая 1909 г.) он писал и о привлечении верующих в партию:
«Мы должны не только допускать, но и привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убежде­ний, но мы привлекаем их для воспитания в духе нашей программы, а не для активной борьбы с ней. (Полн.собр.соч. т.17 стр. 415-426)

4 января 1919 года, вышел декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям».
И т.д.

Теперь вернёмся к циркулярному письму. Оно запрещало закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации», за неуплату налогов, аресты «религиозного характера», если они не связаны с контрреволюционными деяниями. Циркуляр предостерегал от гонений на верующих, так как «гонения только укрепляют религиозные предрассудки». Итак, полный текст:

* * * * *
№ 12-56

Строго — Секретно Экз[емпляр] №

ВСЕМ ГУБКОМАМ, ОБКОМАМ, КРАЕВЫМ К[ОМИТЕ]ТАМ, НАЦ[ИОНАЛЬНЫМ] ЦК и БЮРО ЦК.

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ЦК РКП № 30

(Об отношении к религиозным организациям).

ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам.

Партийная программа говорит: «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». Резолюция ХІІ-го1* Партсъезда по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды подтверждает, что «нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа, взамен серьезного анализа и объяснения — не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков».

Между тем некоторые из наших местных организаций систематически нарушают эти ясные и определенные директивы партийной программы и партийного съезда.

Иркутский Губисполком одним расчерком пера прекратил с 26.VI с. г. существование всех баптистских обществ по всей губернии и закрыл их молитвенные дома по «политическим соображениям». Орловский губисполком закрыл по всей губернии церкви и молитвенные помещения за неисполнение административных распоряжений, за нерегистрацию, несмотря даже на то, что срок регистрации был2* отсрочен2*. На Ключинском стекольном заводе Тверской губернии и на фабрике «Коммунистический авангард» (б. Собинка) Владимирской губернии3* голосованием на общих собраниях вынесены решения о закрытии церквей, молитвенных помещений и эти решения послужили4* основанием для местной власти к закрытию церквей, причем в последних случаях дело дошло до вооруженного столкновения верующих рабочих с коммунистами и комсомольцами. Мценский уисполком (Орловской губернии) объявил в грубой форме представителям церковных советов об обложении каждой церкви от 100 до 500 рубл. золотом, как штраф за нерегистрацию, причем на просьбу о предъявлении основания взыскания последовала угроза арестом, а вслед за5* этим5* и арест. По всему Закавказью, особенно в Грузии, закрываются десятки церквей совершенно незаконно, с нарушением директив партии, вызывая среди населения брожение, недовольство. В Минске (Белоруссия), в Харькове (Украина), Полтаве (Украина), Кременчуге (Украина), Лоеве (Речицкий уезд, Гомельской губ.), Бирзуле (Одесская губ. Украина), Симферополе (Крым) и во многих других городах юга и юго-запада СССР были местной властью закрыты еврейские молитвенные дома. И т. д., и т. д.

Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, не серьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, безтактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции.

Исходя из сказанного, ЦК постановляет:

1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место — отменить немедля;

2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;

3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. 1153;

4) воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с явно контр-революционными деяниями «служителей церкви» и верующих;

5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИК-а от 29/III-23 г.54;

6) разъяснить членам партии, что наш успех в деле разложения церкви и искоренения религиозных предрассудков зависит не от гонений на верующих — гонения только укрепляют религиозные предрассудки,— а от тактичного отношения к верующим при терпеливой и вдумчивой критике религиозных предрассудков, при серьезном историческом освещении6* идеи бога, культа и религии и1* пр.1*;

7) ответственность за проведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.

ЦК вместе с тем предостерегает, что такое отношение к церкви и верующим не должно, однако, ни в какой мере ослабить бдительность наших организаций в смысле тщательного наблюдения за тем, чтобы церковь и религиозные общества не обратили религию в орудие контр-революции.

Секретарь ЦК И.5* Сталин.

16/ѴІІІ 23 г.

****
— Л. 117-119. Машинописный экземпляр того времени. На л. 117 в левом верхнем углу рукописная помета:
«(С набора)». Формула секретности, гриф «Экз[емпляр] №», номер письма, дата после формулы подписи вписаны чернилами от руки. Этими же чернилами в документе вычеркнуты в начале «ПРОЕКТ». а в конце - «ВЕРНО: КУРЫНДИНА».

— Л. 120 – об. Типографский лист того времени, сделанный для рассылки на места. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена. В грифе «Экз[емпляр] №» проставлено штампом число «31». Число номера письма «30» также сделано штампом. Приложен к документу № 12-55.

— Л. 114-116. Заверенная машинописная копия позднейшего времени. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена и передана машинописью. В грифе «ЭКЗ[ЕМПЛЯР] » машинописное число «53» зачеркнуто от руки. Вверху л. 114 рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 25, п. 16 от 16 августа 1923 г. (№ 12-55).

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 356, л. 30-32. Черновой протокол заседания Политбюро. Машинописный подлинник первоначального документа; подпись, дата, формула секретности, гриф «Экземпляр] №», номер письма «30» отсутствуют. Рукописная правка текста полностью учтена в экземпляре л. 117— 119 и передана машинописью. На л. 30 в левом верхнем углу рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна помета: «Сегодня: 1. Перепечатать. 2. Раздать чл[енам] ПБ и собрать голоса. А. Щазаретян]. 14/ѴІІІ». В этой помете весь текст, кроме первого слова и даты, зачеркнут (или подчеркнут?) карандашом. Этим же карандашом справа другие пометы А. М. Назаретяна: 1) «К делу ПБ. А. Н[азаретян]»; 2) «Проект».

— Там же, л. 27-29. Другой экземпляр той же машинописной закладки, что и л. 117-119. Рукописная правка текста повторена. Номер письма не проставлен. В конце документа отсутствует «ВЕРНО: КУРЫНДИНА». Формула подписи рукописная, фамилия вписана карандашом рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна.

Примечания и комментарии:

В деле находится записка на бланке МК РКП(б), направленная 8 сентября 1923 г. за подписью заведующего Секретариатом МК РКП(б) Д. Иванова(?) «В ПОЛИТБЮРО ЦК» с просьбой «сообщить пересмотрено ли Вами решение Политбюро от 10/Ѵ в части, касающейся введения нашего представителя в Церковную Комиссию при ЦК. Постановлением Бюро от 24/Ѵ-23 г. прот[окол] № 7 МК предложена в комиссию вместо т. Жакова тов. Кастеловская». На записке гриф: «СРОЧНО». Штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с датой «8/9-23 г.» и входящим номером. (Л. 121).

1* Вписано в строке чернилами от руки.

2* Исправлено чернилами от руки из первоначально напечатанного отсрочен был до 27.IX.-с. г.

3* Далее зачеркнуто чернилами от руки первоначально напечатанное и уезда.

4* Вписано чернилами от руки в строке по первоначально напечатанному служили и повторно над строкой.

5* Вписано над строкой чернилами от руки.

6* Вписано над строкой чернилами от руки вместо зачеркнутого объяснении.

53 См. комм. 50 к д. 12.

54 См. комм. 48 к д. 12.

Источник
* * * * *

В дополнение к этому материалу см. о том, сколько было всего священников в РИ начала XX века. А то, например, писатель О.Платонов пишет в "Истории русского народа в XX веке. Том 1", что репрессировано было не много не мало 700 тысяч.
=Arctus=

Tags: Ленин и религия, Сталин и церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments