Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Часть I

vazibi :

Христианская община и коммуна в СССР
Кому-то на первый взгляд может показаться странным сравнение этих якобы не имеющих ничего общего между собой форм коллективного устройства. Но кто бы что не думал, я собираюсь найти не просто общие черты, которые есть в любом коллективе любых форм, а конкретные основополагающие корни, объединяющие  христианскую общину и коммуну СССР в нечто родственное. Для этого мы будем сравнивать две коллективности между собой.


За образец христианской общины мы возьмём построенную святым Сергием Радонежским церковь (мужской монастырь) в честь Святой Троицы, много позже названой Троице-Сергиевой лаврой. В качестве источника, откуда мы будем черпать информацию о самом монахе Сергее и о жизни в монастыре, нам послужит биографическая книга, на­писан­ная вы­да­ющим­ся пи­сате­лем Рус­ско­го За­рубежья Борисом Зай­це­вым «Преподобный Сергий Радонежский», основанной полностью на житии Сергия, составленной его учеником святым Епифанием Премудрым, и на само житие.

В рассмотрении коммун времён СССР нам помогут исследования Доминик Дюран. Для понимания важности её монографии «Коммунизм своими руками. Образ аграрных коммун в Советской России», я приведу сведения об авторе и аннотацию к монографии.

Доминик Дюран — французская исследовательница, основательница ассоциации «Анри и Доминик Дюран», много лет поддерживающей молодых специалистов в области русской традиционной культуры из России и Франции. Одна из аудиторий Сорбонны названа ее именем. Доминик Дюран является также известным художником. В ее активе — десятки выставок во Франции и за ее пределами.

«Монография французской исследовательницы Доминик Дюран о сельскохозяйственных коммунах в Советской России и их презентации в советской печати анализирует эволюцию официального дискурса о составляющих его компонентов на протяжении 1920-х и самого начала 1930-х годов. В книге показано, какие аспекты производства, нового быта, культурного строительства становились предметом обсуждения, споров, гордости или осуждения. И как случилось так, что этот дискурс в какой-то момент стал сугубо виртуальным, создающим собственную воображаемую реальность, очень опосредованно связанную с жизнью крестьян».

Я привел сведения об авторе и аннотацию к её книге (есть другая аннотация книги, эта принадлежит, скорее всего, отечественному издателю)  для того, чтобы показать объективность её исследования. Как можно заметить, в аннотации говорится о критическом взгляде на советскую печать. И это действительно так. Если вы сами возьмётесь за прочтение данной монографии, то рано или поздно поймёте, что автор анализирует жизнь и различные аспекты в коммунах максимально объективно. Поэтому заподозрить её в симпатии к Советскому союзу (тем более что Доминик Дюран гражданка Франции) никак не получается.

      
Зайцев Борис Константинович    Епифаний Примудрый  (слева)               Доминик Дюран


Христианская коммуна
Перейдём к рассмотрению христианской коммуны.
Сергий Радонежский – поистине великая личность, сыгравшая одну из главных ролей в истории Руси XIV века. Это было время татаро-монгольского ига, когда монгольские ханы управляли, разделяли и стравливали княжества Руси между собой, выдавая ярлык на княжение, а князья конкурировали друг с другом за это право.

Существование Руси под правлением монголов было тяжким временем для народа: постоянное взимание ясака (налог), возмутительное поведение татаро-монгольских свит, купцов т.п. и карательные экспедиции за любую провинность. В это самое время монашеское подвижничество Сергия послужило духовному перерождению русского народа, росту его национального самосознания и, по словам русского историка М.О. Ключевского, «простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело — укрепление русского государства».

Несмотря на величие дел, Сергий никогда не стремился как к роли всеобщего духовного катализатора для народа всей Руси, так и к роли политического деятеля. Из жития мы узнаём, что Сергий был кроток, терпелив и очень скромен, он никогда не имел привычки пререкаться. Вся его жизнь была подчинена усердной молитве, физическому труду и к непрерывному стремлению к образу Христову. Однако для России он выполнил гораздо больше, чем, наверное, намеревался выполнить сам. Видимо, сама история выбрала его.

Сергий родился в 1314 году и при рождении был наречён Варфоломеем. Его родителями были ростовский боярин Кирилл и его жена Мария. Позже семья стала жить в селе Радонеж. Из жития известно, что Варфоломей, когда ему ещё не было и 12 лет, уже соблюдал строгий пост. В  старшем возрасте стал тянуться к иночеству, но не мог отправиться в путь – родители упросили его остаться, так как не могли самостоятельно справляться с хозяйством в силу своего возраста. Братья Варфоломея, а их было двое – Пётр и Стефан, имели свои семьи, поэтому помочь они особо не могли. Позже родители ушли в Хотьковский монастырь, после чего мирно отошли в мир иной. Стефан из-за смерти своей жены принял монашество в том же Хотькове. Так как Варфоломея больше ничего не держало дома, он устремился в Хотьков к Стефану, чтобы уговорить его отправится с ним в леса для основания в них монастыря.

Исходив много лесов, они нашли пустынную полянку, окружённую многовековыми деревьями, и как гласит житие: «Помолившись, они начали своими руками рубить лес и на своих плечах приносили брёвна на выбранное место. Сначала братья сделали себе хижину для ночлега, с чуланом, и устроил над ней крышу, потом построили келлию, огородили место для небольшой церковки и срубили её».  Эту церковь братья освятили во имя Святой Троицы. Что касаемо самого строительства келий и церкви, Борис Зайцев предполагает, что Варфоломей и Стефан не владели нужным ремеслом, поэтому пригласили плотника со стороны. И действительно, для строительства нужно было рубить кельи и церкви в «лапу», а для незнающего человека это затруднительно. Тем не менее, если Варфоломей вначале и не владел плотническими навыками, то позже он явно выучился, ибо без образа святого плотника Сергия представить не возможно.

По прошествии некоторого времени, Стефан, не выдержав  суровой жизни отшельника, покинул Варфоломея и отбыл в Москву в Богоявленский монастырь. Варфоломей, оставшись, пригласил к себе игумена-старца Митрофана, чтобы тот постриг его в иноки. Митрофан исполнил просьбу и постриг Варфоломея в день святых мучеников Сергия и Вакха в 1337 году. Первое имя стало именем Варфоломея в монашестве.

Сергий остался один. В молитве и в труде пребывали его дни, пока, наконец, по истечению нескольких лет к нему не стали прибывать другие монахи со словами «От­че, при­ми нас, мы хо­тим жить вмес­те с то­бой на этом мес­те и спас­ти свои ду­ши». Возможно, слух о монахе отшельнике, живущим в одиночестве, распространился по ближайшим селениям, и нашлись люди, готовые к суровым условиям и лишением. Видимо, так люди стремились служить богу в нищете и аскезе, тем самым уподоблялась великим святым и Христу, и поэтому они не отошли в сторону, услышав предупреждение Сергия о трудностях, ждавших их в монастырской обители.
***
Часть - II
Часть - III
Часть - IV
Часть - V
Часть - VI
Часть - VII


Tags: СССР, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment