Христианская община и коммуна в СССР
Кому-то на первый взгляд может показаться странным сравнение этих якобы не имеющих ничего общего между собой форм коллективного устройства. Но кто бы что не думал, я собираюсь найти не просто общие черты, которые есть в любом коллективе любых форм, а конкретные основополагающие корни, объединяющие христианскую общину и коммуну СССР в нечто родственное. Для этого мы будем сравнивать две коллективности между собой.
За образец христианской общины мы возьмём построенную святым Сергием Радонежским церковь (мужской монастырь) в честь Святой Троицы, много позже названой Троице-Сергиевой лаврой. В качестве источника, откуда мы будем черпать информацию о самом монахе Сергее и о жизни в монастыре, нам послужит биографическая книга, написанная выдающимся писателем Русского Зарубежья Борисом Зайцевым «Преподобный Сергий Радонежский», основанной полностью на житии Сергия, составленной его учеником святым Епифанием Премудрым, и на само житие.
В рассмотрении коммун времён СССР нам помогут исследования Доминик Дюран. Для понимания важности её монографии «Коммунизм своими руками. Образ аграрных коммун в Советской России», я приведу сведения об авторе и аннотацию к монографии.
Доминик Дюран — французская исследовательница, основательница ассоциации «Анри и Доминик Дюран», много лет поддерживающей молодых специалистов в области русской традиционной культуры из России и Франции. Одна из аудиторий Сорбонны названа ее именем. Доминик Дюран является также известным художником. В ее активе — десятки выставок во Франции и за ее пределами.
«Монография французской исследовательницы Доминик Дюран о сельскохозяйственных коммунах в Советской России и их презентации в советской печати анализирует эволюцию официального дискурса о составляющих его компонентов на протяжении 1920-х и самого начала 1930-х годов. В книге показано, какие аспекты производства, нового быта, культурного строительства становились предметом обсуждения, споров, гордости или осуждения. И как случилось так, что этот дискурс в какой-то момент стал сугубо виртуальным, создающим собственную воображаемую реальность, очень опосредованно связанную с жизнью крестьян».
Я привел сведения об авторе и аннотацию к её книге (есть другая аннотация книги, эта принадлежит, скорее всего, отечественному издателю) для того, чтобы показать объективность её исследования. Как можно заметить, в аннотации говорится о критическом взгляде на советскую печать. И это действительно так. Если вы сами возьмётесь за прочтение данной монографии, то рано или поздно поймёте, что автор анализирует жизнь и различные аспекты в коммунах максимально объективно. Поэтому заподозрить её в симпатии к Советскому союзу (тем более что Доминик Дюран гражданка Франции) никак не получается.
Зайцев Борис Константинович Епифаний Примудрый (слева) Доминик Дюран
Христианская коммуна
Перейдём к рассмотрению христианской коммуны.
Сергий Радонежский – поистине великая личность, сыгравшая одну из главных ролей в истории Руси XIV века. Это было время татаро-монгольского ига, когда монгольские ханы управляли, разделяли и стравливали княжества Руси между собой, выдавая ярлык на княжение, а князья конкурировали друг с другом за это право.
Существование Руси под правлением монголов было тяжким временем для народа: постоянное взимание ясака (налог), возмутительное поведение татаро-монгольских свит, купцов т.п. и карательные экспедиции за любую провинность. В это самое время монашеское подвижничество Сергия послужило духовному перерождению русского народа, росту его национального самосознания и, по словам русского историка М.О. Ключевского, «простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело — укрепление русского государства».
Несмотря на величие дел, Сергий никогда не стремился как к роли всеобщего духовного катализатора для народа всей Руси, так и к роли политического деятеля. Из жития мы узнаём, что Сергий был кроток, терпелив и очень скромен, он никогда не имел привычки пререкаться. Вся его жизнь была подчинена усердной молитве, физическому труду и к непрерывному стремлению к образу Христову. Однако для России он выполнил гораздо больше, чем, наверное, намеревался выполнить сам. Видимо, сама история выбрала его.
Сергий родился в 1314 году и при рождении был наречён Варфоломеем. Его родителями были ростовский боярин Кирилл и его жена Мария. Позже семья стала жить в селе Радонеж. Из жития известно, что Варфоломей, когда ему ещё не было и 12 лет, уже соблюдал строгий пост. В старшем возрасте стал тянуться к иночеству, но не мог отправиться в путь – родители упросили его остаться, так как не могли самостоятельно справляться с хозяйством в силу своего возраста. Братья Варфоломея, а их было двое – Пётр и Стефан, имели свои семьи, поэтому помочь они особо не могли. Позже родители ушли в Хотьковский монастырь, после чего мирно отошли в мир иной. Стефан из-за смерти своей жены принял монашество в том же Хотькове. Так как Варфоломея больше ничего не держало дома, он устремился в Хотьков к Стефану, чтобы уговорить его отправится с ним в леса для основания в них монастыря.
Исходив много лесов, они нашли пустынную полянку, окружённую многовековыми деревьями, и как гласит житие: «Помолившись, они начали своими руками рубить лес и на своих плечах приносили брёвна на выбранное место. Сначала братья сделали себе хижину для ночлега, с чуланом, и устроил над ней крышу, потом построили келлию, огородили место для небольшой церковки и срубили её». Эту церковь братья освятили во имя Святой Троицы. Что касаемо самого строительства келий и церкви, Борис Зайцев предполагает, что Варфоломей и Стефан не владели нужным ремеслом, поэтому пригласили плотника со стороны. И действительно, для строительства нужно было рубить кельи и церкви в «лапу», а для незнающего человека это затруднительно. Тем не менее, если Варфоломей вначале и не владел плотническими навыками, то позже он явно выучился, ибо без образа святого плотника Сергия представить не возможно.
По прошествии некоторого времени, Стефан, не выдержав суровой жизни отшельника, покинул Варфоломея и отбыл в Москву в Богоявленский монастырь. Варфоломей, оставшись, пригласил к себе игумена-старца Митрофана, чтобы тот постриг его в иноки. Митрофан исполнил просьбу и постриг Варфоломея в день святых мучеников Сергия и Вакха в 1337 году. Первое имя стало именем Варфоломея в монашестве.
Сергий остался один. В молитве и в труде пребывали его дни, пока, наконец, по истечению нескольких лет к нему не стали прибывать другие монахи со словами «Отче, прими нас, мы хотим жить вместе с тобой на этом месте и спасти свои души». Возможно, слух о монахе отшельнике, живущим в одиночестве, распространился по ближайшим селениям, и нашлись люди, готовые к суровым условиям и лишением. Видимо, так люди стремились служить богу в нищете и аскезе, тем самым уподоблялась великим святым и Христу, и поэтому они не отошли в сторону, услышав предупреждение Сергия о трудностях, ждавших их в монастырской обители.
***
Часть - II
Часть - III
Часть - IV
Часть - V
Часть - VI
Часть - VII