
День 8 сентября 1942 года доподлинно сохранился в описаниях очевидцев и самих участников событий ... Неожиданное столкновение с противником требовало молниеносного решения. ...
... В 11 часов утра майор Чирва вылетел с первой группой самолётов. Доведя их до аэродрома, он без посадки ушёл за вторым подразделением. "В 11:45 при подходе к аэродрому, - вспоминал С.Н. Чирва - я давал по радио лётному составу, какие имеются характерные признаки около нашей точки посадки, после чего перешёл на приём. Как только перешёл на приём, я услышал о приближении самолётов противника. Я невольно посмотрел вверх и увидел над собой группу бомбардировщиков, шедших нам навстречу. Они были на высоте 2000 - 2500 метров, всего десять Хе-111. Моя группа находилась на высоте 800 метров". Бомбардировщики шли бомбить важный железнодорожный узел и город Камышин.
В начале сентября 1942 года немецкие лётчики ещё чувствовали своё превосходство в воздухе, вели себя нагло и уверенно. Советским авиачастям не хватало самолётов, а молодым лётчикам боевого опыта. Пополнение из выпускников авиационных школ и училищ приходилось со всей осторожностью вводить в строй по ходу выполнения боевых задач. Отработка техники пилотирования, воздушный бой, групповая слётанность и штурманская подготовка - всё обучение происходило непосредственно на передовых аэродромах. "Необлётанных", несмотря на нехватку людей, командование старалось не выпускать на задание.
Благодаря степной местности и чистому небу, когда вся округа хорошо просматривается на много километров, за воздушным боем следили все, включая командование 16-й ВА. Не дойдя до Камышина, противник повернул на юго-запад, пытаясь спрятаться в разорванной облачности. Манёвр оказался не особо удачным. Сбитый старшим сержантом Гомолко Хе-111 рухнул на землю в районе села Таловка. Израсходовав в последующих атаках боеприпасы, Борис пошёл на таран. Винтом своего самолёта (заводской номер 4690) он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, упавшему в 5 - 6 км северо-западнее Таловки, после чего покинул неуправляемый истребитель. Немцы из протараненного самолёта тоже выпрыгнули, воспользовались парашютами. Но Борису удалось раньше приземлиться, отстегнуть парашют и взять их в плен. (Из донесения от 08.09.1942 г. за подписью майора Захарова из 512-го ИАП: "Состояние протараненного экипажа: один разбился вместе с самолётом, второй застрелен ст. сержантом Гомолко, третий взят в плен, четвёртый - скрылся в неизвестном направлении". Однако далеко скрыться немецкому лётчику не удалось.)
Ещё одна интересная деталь: Гвардии майор авиации А. А. Какадий в те годы старший сержант, служивший вместе с Гомолко во второй эскадрильи, уже после войны в своих воспоминаниях о боевом пути 283-й ИАД запишет:
- «Самолёт, после того, как его покинул сержант Гомолко, не разбился, а тихо и плавно спланировал в степь. После посадки эскадрильи оказалась пустой стоянка пилота Б. М. Гомолко. А перед вечером видим такую картину: едет автомобиль ЗИС-5, хвостом к кабине, в его кузове, привязан самолёт Як-1, а впереди машины идёт сержант Гомолко и ведёт пленных немецких лётчиков».
Подробнее - в материале «КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953. Гомолко Борис Мефодиевич»
Борис Гомолко – уроженец города Богодухова Харьковской области, Украинской Советской Социалистической Республики.
«Жизненный путь молодого лейтенанта оборвался под Сталинградом 24 сентября 1942 года. Выполняя боевое задание совместно с лётчиками 563-го ИАП, Борис столкнулся с отрядом из 20 немецких истребителей Ме-109. В воздушном сражении Гомолко был тяжело ранен, но сумел посадить свой самолёт (заводской номер 2195) в степи в районе села Александровка. К месту приземления была послана машина, и лётчика привезли в госпиталь ещё живым, но спасти его не удалось. Похоронили Бориса Гомолко в Алтухово у дома, где располагалась санитарная часть. По воспоминаниям сослуживцев на похороны приезжали родители Бориса, жившие в эвакуации в Свердловске».
Борис Гомолко сложил голову за нашу Советскую Родину. Он не знал, что через 75 лет на его малой родине Украине будут хозяйничать те, кого он бил в 1942-м под Сталинградом.
=Arctus=