Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Архиепископ Лука, профессор и хирург Войно-Яснецкий (1)

teterevv :

Мы стремительно приближаемся к юбилею Революции. В цикле об истории РПЦ в ХХ веке, большая часть которого была посвящена именно судьбе моей Церкви в годы предшествующей этому Событию и в годы становления Советской власти, я анонсировал рассказ о святителе Луке (Войно-Ясенецком).  Судьба этого человека, святого, ученого, врача, на мой взгляд может сулить иллюстрацией той главной для меня мысли, ради которой я брался за большой цикл статей - все было гораздо сложней, чем это выглядит в любой (будь то красная, или белая, или еще какая) идеологической интерпретации.

Дела семейные, рабочие проблемы оторвали меня от данного в том цикле обещания вспомнить жизнь свт. Луки. Но вот вчера прочитанная новость напомнила мне  о моем обещании.  В общем, я у довольствием и душевной пользой, надеюсь не только моей, продолжу начатый разговор и о Революции, и о судьбе Церкви в эти годы. И все через призму рассказа о Человеке с большой буквы - святителе Луке.

+ + +
                                     
В его судьбе сходится многое. Главное, в ней неразрывность служения Богу и Отечеству, науке и вере. Для меня же главным в судьбе Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) является то, что нитью, опорой и источником для Жизни является Служение Богу и Отечеству.


Родился Валентин Феликсович (мирского имя) 27 апреля (9 мая) 1877 года в городе Керчь. Очень знаменательно после возвращения в 2014 году Крыма в Россию тем более, что вся жизнь которого, так или иначе, связана с этой многострадальной частью Отечества.


Его отец был фармацевт. Кроме того, он был ревностный католик, но своих убеждений детям не навязывал, предоставив им самим выбирать свой религиозный путь. Выбор православия состоялся в результате влияния матери, которая определяла внутреннюю жизнь в семье. Она активно занималась боготворительностью и делами милосердия.

Валентин был четвертым из пятерых детей. Род Войно-Ясенецких был знатен, но беден. С аптекой дела не заладились, и в 1889 году вся семья переехала в Киев. Там будущий великий хирург чуть было не пошел в Академию художеств. Но посчитав медицину более полезным для общества поприщем, попытался поступить на медицинский факультет. Не прошел. От предложения погрузиться в естественнонаучные дисциплины отказался и перешел на юридический.

Через год все бросил и снова вернулся к живописи. Занимался городскими зарисовками и тогда столкнулся с нищенской жизнью простого люда. Это его вернуло обратно, к желанию приносить пользу людям и обществу, став врачом.

В 1898 году он поступил на медицинский факультет и стал одним из лучших студентов, старостой группы. Художественные навыки ему очень помогали в такой сложной дисциплине, как анатомия. По выпуску он удивил многих, отказавшись от научной карьеры и выбрав нелегкой ношу земского врача. Но ведь для этого он и поступил в медики, чтобы стать, как писал сам Валентин Феликсович «мужицким врачом».

Работал в Киевском госпитале Красного Креста и вместе с ним в 1904 года оказался на войне. Там он заведовал отделением хирургии и получил огромную практику операций на костях. И там же он столкнулся с проблемой гнойной хирургии. Вернее, с тем, что такое понятие в медицине тогда просто отсутствовало. Как и понятий обезболивания и анестезиологии.

Там же, на войне, Валентин венчался с Анной Ланской, сестрой милосердия, руки которой добивались многие его коллеги, а пациенты называли «святой сестрой». Венчание, кстати, проходило в храме, называемом в народе «Церковью декабристов», так как именно в ней венчались декабрист Анненков и девица Гебль. Эта женитьба ввела в жизнь Войно-Ясенецкого не только любящую женщину, но и верную помощницу на медицинском поприще.

Вскоре, по случаю Валентин стал уездным врачом г. Ардатова, под Симбирском. Там он работал как каторжный по 16 часов в сутки. Именно в Ардатове его посетили первые мысли о необходимости совершенствования в русской медицине приемов и средств местной анестезии. Но бардак и нехватка врачей в уездной больнице не оставляли времени ни на что. И в 1905 году семья Войно-Ясенецких переехала в сельскую больницу в Курской области. Она была еще не достроена, и прием шел на дому.

Приехав, Валентин Феликсовчи подключился к борьбе в этих краях с эпидемией тифа, кори и оспы. Сразу же завоевал народную любовь и высочайший авторитет в своей и соседней губерниях. За его нелицемерно отношение к пациентам - он не делал различия между ними по достатку и социальному положения - его объявили «революционером» и вскоре уволили. А к этому времени в семье Войно-Ясенецких было уже два ребенка.

Осенью 1098 года он поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике и занялся докторской диссертацией по вопросам регионарной анестезии. По существу, в России он был первооткрывателем в этой области. Он проделал каторжный научный труд. В том числе, для изучения необходимой иностранный литературы он выучил французский язык.

Семья бедствовала. Перевезти ее в Москву возможности не было, и Валентин Феликсович оказывается главврачом сельской больницы в Саратовской губернии. Но и там, несмотря на отсутствие необходимых материальных условий, он продолжил свои научные изыскания. Он вернулся к вопросам гнойной хирургии и продолжил разработку методик анестезии. Писал и публиковал результаты своей научной работы в журналах. Его усилиями была открыта уездная библиотека для молодых врачей.

В 1910 году он переводится поближе к Москве, в научных библиотеках которой оно проводит все отпуска. В его семье уже четверо детей. К 1915 году он издает книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. А семья продолжала бедствовать. Тогда же он начинает важней свой труд, результаты которого спасли жизни многим российским и советским солдатам - «Очерки гнойной хирургии».

Рассказав достаточно про путь будущего Архиепископа в науке и медицине, из которого уже становится понятной его судьба на этом поприще, я бы хотел перейти к церковному пути этого человека.


Последнаяя статья цикла по Истории РПЦ

Tags: СССР, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments