Сегодня, в канун столетия Великой Октябрьской социалистической революции мы вспоминаем события столетней давности. Для одних эти события становятся поводом для злых нападок на революцию и большевиков. Например, снова и снова из года в год поднимается вопрос о перезахоронении Ленина, снимаются антисоветские фильмы и сериалы. Для других годовщина революции — это повод вспомнить о революционерах и тех идеалах, за которые они боролись.
В новости от 2 ноября говорится об опросе, который провела педагог по искусствоведению в одной из школ Ленинградской области. Выяснилось, что никто из 150 учеников (в том числе учеников старших классов) не узнаёт Ленина по его портрету и не может ничего рассказать об основателе Советского Союза.
Невежество российских детей является следствием проводимой в постсоветском государстве политики замалчивания неудобных страниц истории. «Запретным» является обсуждение не революции как таковой, а причин, которые ее породили. В результате нынешние дети почти ничего не знают о революционерах: кем они были, к чему стремились, почему выступали против царской власти. Революция становится неким обезличенным стихийным бунтом, по словам классика, «бессмысленным и беспощадным», бедствием сродни урагану или землетрясению. Между тем поэт Александр Блок писал, что в русской революции, кроме стихийности, есть также и величие:
«Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но — это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда — о великом... «Мир и братство народов» — вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать».
Давайте вслушаемся в «музыку революции». Пусть сами большевики расскажут о себе, о мечте изменить к лучшему жизнь не только в России, но и во всем мире. О мечте, которая вдохновляла ленинских революционеров на борьбу, помогала стойко переносить тяготы и лишения.
Феликс Эдмундович Дзержинский, отрывок из письма сестре Альдоне Булгак, 8 октября 1901 года:
«Я возненавидел богатство, так как полюбил людей, так как я вижу и чувствую всеми струнами своей души, что сегодня… люди поклоняются золотому тельцу, который превратил человеческие души в скотские и изгнал из сердец людей любовь».
Феликс Эдмундович Дзержинский, запись в дневнике, 18 февраля 1909 года:
«Недавно я разговорился с солдатом. На вид печальный, удрученный, он караулил нас. Я спросил его, что с ним. Он ответил, что дома хлеба нет, что казаки в его деревне засекли розгами нескольких мужчин и женщин, что там творятся ужасы. В другой раз он как-то сказал: «Мы здесь страдаем, а дома сидят голодные». Вся Россия «сидит голодная», во всем государстве раздается свист розог. Стоны всей России проникают и сюда, за тюремные решетки, заглушая стоны тюрьмы. И эти оплеванные, избиваемые караулят нас, пряча глубоко в душе ужасную ненависть, и ведут на казнь тех, кто их же защищает. Каждый боится за себя и покорно тащит ярмо. И я чувствую, что теперь народ остался одиноким, что он, как земля, сожженная солнцем, теперь именно жаждет слов любви, которые объединили бы его и дали бы ему силы для действия. Найдутся ли те, которые пойдут к народу с этими словами?»
Феликс Эдмундович Дзержинский, из письма Альдоне Булгак, 2 декабря 1913 года:
«Я обладаю одним, что поддерживает меня и заставляет быть спокойным даже тогда, когда бывает так страшно грустно. Это не просто черта моего характера, это непреклонная вера в людей… Условия жизни изменятся, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом и братом, а не как сегодня — волком…»
Феликс Эдмундович Дзержинский, Альдоне Булгак, 3 февраля 1914 года:
«Сегодня нет такого человека, исключая лишь узкую горстку богачей, который мог бы сказать, что он не знает, что такое страдание... Однако если мыслью и чувством сумеешь понять жизнь и собственную душу, ее стремления и мечты, то само страдание может стать и становится источником веры в жизнь, указывает выход и смысл всей жизни. И в душу может возвратиться спокойствие — не кладбищенское спокойствие, спокойствие трупа, а уверенность и вера в радость жизни, несмотря на боль и вопреки ей… И сегодня из этих страданий человечества скорее, чем когда-либо, может прийти царство любви и всеобщей справедливости, мечта о которой выпестована в жестокой борьбе».
Яков Михайлович Свердлов, Кире Эгон-Бессер, 17 января 1914 года:
«Взгляните, как много страданий кругом. И не только в бедности дело. Важное значение имеет невозможность полного развития индивидуальности. Особенно в низах народных. Огромная потребность в культурной жизни, потребность пользоваться всеми ее дарами, храмами искусства, богатством литературы и т. д. Одновременно полное подавление личности, отсутствие элементарного уважения к чувству собственного достоинства у другого».
Яков Михайлович Свердлов, Кире Эгон-Бессер, 20 января 1917 года:
«При моем миросозерцании уверенность в торжестве гармоничной жизни, свободной от всяческой скверны, не может исчезнуть. Не может поколебаться и уверенность в нарождении тогда чистых, красивых во всех отношениях людей. Пусть теперь много зла кругом. Понять его причины, выяснять их — значит понять его преходящее значение».
Сергей Миронович Киров, доклад на Учредительном съезде Советов Горской ССР 18 апреля 1921 года:
«Наступает новая эра, когда царство небесное строится здесь, на земле, созидается братская жизнь. Мы поставили Россию на верный и надежный путь, и, идя по нему, мы скоро получим подкрепление с разных сторон и, несомненно, победим».
Владимир Ильич Ленин, из статьи «Ответ на запрос крестьянина», 15 февраля 1919 года:
«Надо много трудиться, долго работать, устраивать строгую товарищескую дисциплину рабочих и крестьян, чтобы искоренить старую, капиталистическую, свободу торговли, свободу наживы, свободу грызни, свободу угнетения, залившую кровью всю землю».
Владимир Ильич Ленин, из работы «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», 1920 год:
«Переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и придет, но только через долгий ряд лет».
Владимир Ильич Ленин, речь на III всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи, 2 октября 1920 года:
«Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества... Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества».
Владимир Ильич Ленин, напечатано в «Правде», январь 1923 года:
«Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».
Надежда Константиновна Крупская, статья «Советы и общественно полезная работа школы», 1926 год:
«Мы строим социализм — это не значит, что мы просто развиваем производительные силы, создаем крупную промышленность и пр. Этим мы подводим только материальную базу под социализм, а самый-то социализм заключается в том, что само общество превращается в общественную организацию, планомерно, сознательно действующую. Социализм означает изменение всей общественной ткани, изменение желаний, устремлений, чувствований людей. Человек меняется, он становится глубоко общественным человеком, не отделяющим своих интересов от интересов целого».
Анатолий Васильевич Луначарский, доклад «Мораль с марксистской точки зрения», 1925 год:
«Маркс требовал, чтобы класс осознал свои интересы... Мы требуем, чтобы человеческая мораль стала сознательной. Куда эта сознательная мораль должна нас толкать?... Социалистический идеал должен быть так построен, чтобы способствовать наивысшему развитию каждой личности».
Анатолий Васильевич Луначарский, лекция, опубликована отдельной брошюрой «Воспитание нового человека» 1928 год:
«Сознайтесь, что его [педагога] руками вы растите ту здоровую ветку, ради которой мы боремся, ради которой мы существуем, без которой нам не стоило бы жить и бороться. Это самое важное, что есть в нашей борьбе».
Сергей Миронович Киров, речь на торжественном заседания Ленсовета, посвященном десятилетию Октябрьской социалистической революции, 6 ноября 1927 года:
«Мы, товарищи, строим наше общество не только так, чтобы умножать наши национальные богатства. Нет, перед нами стоят гораздо более сложные и серьезные задачи. Мы каждую минуту должны смотреть за тем, чтобы в этом умножении богатств всё большую и большую роль играли те начала, ради которых мы поднимали великое Октябрьское знамя, те начала, которые называются социалистическими началами... Мы строим социалистическое общество, мы строим такое общество, где действительно будет настоящее царство свободного труда, где будет действительно полное, настоящее равенство, где уничтожится без остатка все то, что называется неравенством между людьми».
Сергей Миронович Киров, речь на конференции рабочих-машиностроителей Ленинграда, 17 октября 1933 года:
«Нам нужно побеждать и в области литературы, нам нужно побеждать и в искусстве, нам нужно побеждать во всех решительно отраслях знания, если мы действительно всерьез и по-настоящему решаем хоронить капитализм».
Сергей Миронович Киров, речь на пленуме Ленинградского городского комитета ВКП(б), 11 июля 1934 года:
«Священная обязанность Советской власти и партии — поднимать школу, давать больше знаний учащимся... Если мы выступаем знаменосцами великой социалистической культуры, находящейся на такой высоте, которая и не снилась капиталистическим странам, — то надо признать, что вся наша дальнейшая работа в этой области прежде всего упирается в школу».
Истоками мессианской мечты большевиков являются не только труды Маркса и Энгельса, но и русская классическая литература. Закончить статью я хочу отрывком из произведения Алексея Максимовича Горького «Часы» (1896 год):
«Да здравствуют сильные духом, мужественные люди, — люди, которые служат истине, справедливости, красоте! Мы их не знаем, потому что они горды и не требуют наград; мы не видим, как радостно сжигают они свои сердца. Освещая жизнь ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых. Нужно, чтобы прозрели слепые, которых так много, нужно, чтоб все люди с ужасом и отвращением увидели, как груба, несправедлива и безобразна их жизнь. Да здравствует человек, владыка своих желаний! Весь мир — в его сердце; вся боль мира, всё страдание людей — в его душе. Зло и грязь жизни, ложь и жестокость её — его враги; все часы свои он щедро тратит на борьбу, и жизнь его полна буйных радостей, красивого гнева, гордого упрямства... Не жалей себя — это самая гордая, самая красивая мудрость на земле. Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».
Сергей Трубников
ИА Красная Весна