«Китай мыслит веками. Американцы живут, чтобы жить сегодня. Сегодня! А мы — цивилизация будущего. "Россия — Третий Рим, и четвёртому не бывать". Мы — в будущем. И одна из главных потерь 90-х годов — то, что будущего нас лишили. А жить сегодняшним днём — несовместимо с нашей цивилизацией».
Ампутация смыслов произошла под лозунги, включающие в себя слово «человек»: вздохи «социализме с человеческоим лицом», «общечеловеческих ценностях», «возвращение на магистральный путь человечества». При этом оказалось, на этих магистральных путях человека нет, он вычеркнут. Человек без мечты – это биологический даже не субъект, – объект, с довольно примитивными потребностями. «построить дом, посадить дерево и вырастить сына» – вот и всё пространство смыслов, оставленное капитализмом. Но такая же степень свободы мысли и у бобров, например (единственное отличие – они деревья не сажают, а пилят).
«Что значит человек, Когда его заветные желанья – Еда да сон? Животное – и все», – устами Гамлета зафиксировал Шекспир в своей одноимённой поэме.
На наших глазах происходит закрытие человечества.Это отлично подметил учёный Георгий Малинецкий в недавней беседе с Александром Прохановым:
А. Проханов: … вдруг выяснилось, что при этом человечество открыло новую сферу, которую сейчас называют цифросферой. Произошло открытие: через сетевые электронные технологии мы получили новую землю и новое небо, а вместе с тем возникло другое человечество. Как вы на это смотрите?
Г. Малинецкий.
Произошло не открытие, а закрытие, Александр Андреевич. Закрытие фантастического масштаба. Вспомним 1957 год — первый советский спутник. 1961 год — первый человек в космосе. 1969 год, человек на Луне — это мечта! Мы шли к звёздам. Дальше 1973 год — всё кончается, всё оборвалось. <…>
Вспомним литературу 60-х годов. Взлёт научной фантастики: Беляев, Станислав Лем, Азимов, Кларк. Далёкие галактики, иные миры… А дальше? Фэнтези. А что такое фэнтэзи? Это будущее в прошлом. Человечество вместо того, чтобы двигаться вперёд, застыло в наркотическом тумане.
Мы шли к звёздам! Я это прекрасно помню: в детстве мы все грезили космосом, зачитывались Киром Булычёвым, Беляевым, Ефремовым, другими авторами (смотрите, какую во всех смыслах фантастическую литературу выпускали в Советском Союзе – http://pics.ru/fantasticbooks ), с другом на летних каникулах приходили в библиотеку, брали подшивку журнала «Техника молодёжи» и вычитывали всю рубрику «Антология таинственных случаев», «твёрдотопливные» ракеты с дедушкиным порохом, в самодельный телескоп вглядывались в поверхность Луны, в звёзды. Парсек – такая мера длины была известна каждому школьнику.
Мы жили будущим.
Г. Малинецкий: …По сути, есть две основные тенденции. Первая тенденция: мы хотим построить Царство Божие на земле, хотим прорваться в будущее. И вот — Красная страна. Песня "Нам нет преград ни в море, ни на суше" — это стремление в будущее. Отсюда культ космонавтики, Гагарин. Это прорыв в будущее. А будущее и капитализм несовместны, потому что капитализм — это общество для 1% людей, а 99% остальных должны жить в наркотическом тумане: в телевизоре, в компьютерах, в гаджетах. А поскольку будущего у капитализма нет (это признают и его идеологи), нужно вернуть прошлое. Но как? Очень просто. Лишить людей ощущения будущего, истории, ощущения, что что-то должно происходить.
Добавлю: капитализм несовместим с будущим по его природной сущности. Единственная цель капиталиста – прибыль. Поэтому ВСЕ явления личной, социальной, научной, культурной жизни становятся функцией с бесконечной областью определения, но с одним значением – деньги. Всё без исключения превращается в аппарат, производящий прибыль. Под единственный знаменатель теперь подводится то, что ранее было просто не сравнить по причине разнородности. Теперь легко сравнивают писателя с заводом, библиотеку с универсамом, «божий дар с яичницей». Универсальное мерило – деньги. От нерентабельного объекта избавляются с неизбежностью.
Зачем изучать неизведанное, если инвестиции рискуют не окупиться, зачем лететь к звёздам, если почти гарантированно, что инвестор умрёт раньше, чем первый космический корабль достигнет Альфы-Центавры?
Нет причин думать, что в России, погрузившейся в это болото, отличное от других место.
Г. Малинецкий: Заметьте: совершенно разное отношение к будущему в культуре Китая, России и Америки. Китай мыслит веками. Американцы живут, чтобы жить сегодня. Сегодня! А мы — цивилизация будущего. "Россия — Третий Рим, и четвёртому не бывать". Мы — в будущем. И одна из главных потерь 90-х годов — то, что будущего нас лишили. А жить сегодняшним днём — несовместимо с нашей цивилизацией.
Нас лишают истории, выкорчёвывая историю Советского Союза из жизни России, выжигая ростки устремлённого в будущее проекта, с тем, чтобы зафиксировать страну в процессе мирового гниения, в смраде тёплой от разложения субстанции. При полном попустительстве, а порой при участии власти. Но Россия, как Шилов из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», постепенно выходит из полубессознательного состояния. Осталось найти и вернуть утраченное золото.
=Arctus=