
О чем рассказывает фильм "Крепость Бадабер" и как к нему отнеслись ветераны
Восстание в лагере Бадабер во время войны в Афганистане легло в основу сериала, который показали по "Первому каналу" к годовщине вывода контингента из этой страны и перед Днем защитника Отечества. "Крепость Бадабер" Кирилла Белевича – это вольный пересказ истории, в которой даже спустя десятки лет осталось много пробелов.
На рассвете 27 апреля 1985 года американские спутники зафиксировали мощную вспышку там, где не ждали – на афгано-пакистанской границе. Взрыв такого масштаба мог говорить только о советском присутствии. В этом месте находилась американская база подготовки моджахедов партии "Исламское общество Афганистана", в плену у них оказалось несколько советских солдат.
Фильм "Крепость Бадабер" снят в традициях дневного телевидения, чтобы быть интересным и понятным даже для домохозяйки. Акценты расставлены просто и четко, что не лишает сюжет определенной элегантности. Мы видим главного героя – типичного (для американской традиции) персонажа-"плохиша", который играет только по своим правилам, нарушает общепринятые нормы, но в итоге всегда побеждает. Очаровательный, честный, влюбленный в жену, свой среди детворы – неформальный в общении и открытый для приключений. Конечно, такой персонаж не должен вписываться в строгую дисциплинированную советскую армию – и его постоянно отстраняют от работы, не дают орденов, отодвигают в очереди на квартиру. Так мы знакомимся с сотрудником ГРУ Юрием Никитиным.
Зритель сразу понимает, что это блестящий стратег и неординарная личность. На службе есть товарищи, которые его критикуют за излишне свободолюбивый стиль работы. Критикуют, конечно, "штабные крысы", которые ни на что в реальном бою неспособны: так обозначается первый антагонист – "Система".

По сюжету руководством обнаружена крепость на границе с Пакистаном, где американцы обучают моджахедов. "Система" не дает армии нанести удар по секретной базе, пока не будет реальных доказательств американского присутствия. Проникнуть на территорию, прилегающую к крепости, и найти свидетельства иностранного вмешательства, а затем зафиксировать "улики" и вернуться домой, по мнению очень симпатичного генерала Колесова, может только один "его" человек. И это Юрий Никитин. От жены, сада, яблок и соседской ребятни – его вызывают из отпуска и отправляют в Афганистан.
Как обстояли дела на самом деле?
[ Spoiler (click to open)]Бадабер – действительно огромная военная база, лагерь занимал 500 га, он находился на территории Пакистана, официально объявившего нейтральную позицию. Здесь одновременно обучалось порядка трех сотен моджахедов, которые затем возвращались воевать в Афганистан с "шурави", советскими солдатами. Обучение в центре подготовки боевиков, действительно, проходило под руководством военных инструкторов из США. Сюда же привозили советских пленных. Они занимались тяжелой работой, в свободное время их заставляли читать Коран, так как каждый попадавший в лагерь принимал ислам хоть и не по собственной воле, но зато по всем правилам – пленным делали обрезание и следили, чтобы они совершали намаз. В апреле 1985 года здесь незаконно содержались (Пакистан не мог официально держать военнопленных) 20 советских солдат и 40 пленных афганцев. Тех и других держали отдельно, подвергали наказаниям за малейшую провинность. Некоторые находились в плену уже не один год. По дошедшим скупым свидетельствам, один пленный даже сошел с ума от невыносимых условий.

По сюжету фильма Никитин должен пройти через границу с провожатым афганцем – якобы он русский раб, выставленный на продажу.
Нужно отдать должное авторам фильма за попытку снять остросюжетный военный фильм. Проблема в том, что слишком много ветеранов не приняли его – ведь это была их жизнь, их война, а не вестерн .
Зачем оба героя идут чуть ли не на смерть, пробираются через горы, кишлаки, различные опасности к секретной базе? Афганец – ради дочки (придут моджахеды и некий "большой человек" сведет счеты с его семьей, если русские не победят). Никитин в романтической дымке любви к жене видит цель своего путешествия в том, чтобы спасти мир, в котором живет Она. Уж понятно, что нет речи о социалистических идеалах, о свободе народов. Хотя и явного отступничества от Родины нет. Как в "Сталинграде" Бондарчука – они сражались за Катю, но и здесь – шерше ля фам.

«Я сериал не стал досматривать, мне не понравился, – делится своим мнением с корреспондентом Накануне.RU ветеран войны в Афганистане Евгений Зеленков, – так же, как "9 роту" я не принимаю – тогда я сходил на презентацию с дочерью, потом перед ней извинился и больше этот фильм не смотрел никогда. Так же и здесь. Просто обыкновенный художественный фильм – это вымысел автора, это не совсем правда. Правда – то, что было восстание. А вымысел – это то, что был один такой человек – супергерой, спецагент, который один смог поднять его. Мне кажется, дело не в нем. Восстание могло произойти элементарно – нормальные мальчишки у нас тоже есть. Они и сами соображали, что делать, да и безвыходных ситуаций не бывает, а за товарищей умереть не страшно. Так были мы воспитаны».
Никитин, спустя две серии приключений, профессионально добывает необходимые фотографии. Ради пленки погибает и афганец, его провожатый, но все зря. "Система" доказательств не принимает. За спинами людей в форме на стенах высоких кабинетов портрет Горбачева – "все решает генсек". Тянут с решением. А между тем, Никитин решает остаться в лагере пленных и совершить мятеж. Он уверен, что теперь спецназ придет на помощь и его дело лишь помочь своим – изнутри. Посыл улавливается просто: Михаил Сергеевич, поклонников которого среди зрителей не осталось, с американцами на конфликт идти не хочет даже после документального подтверждения – вооруженную помощь пленникам оказать отказывается. Вся надежда на одного только Никитина и на генерала Колесова, который тоже решает идти против системы. У него свои интересы. Среди пленников Бадабера он видит изнуренного сына – похудевшего, но живого. Сняв с портрета Юры траурную ленточку, отправляется обратно в Афганистан спасти пленных любой ценой – даже без спецназа. Вот такой конфликт драмы.

В реальности о местонахождении базы советские военные не знали, не было информации и о пленных. Ни один Никитин не был отправлен добывать доказательства американского присутствия. Ну, а над пленными издевались. Хорошо следили, плохо кормили. Последней каплей стало насилие над одним из них. Ребята собрались восстать – это был единственный шанс выжить или умереть с оружием в руках, не сдавшись.
"Об американском присутствии мы говорили, думали, догадывались. Да, действительно, американцы были, – говорит Евгений Зеленков. – У них были инструкторы, они сейчас есть и в Сирии. Они действительно выполняли функцию инструкторов (для моджахедов), и были базы подготовки. Но это был не "шок" для всех, само по себе понятно было, никакой сенсации".
Никитин по сюжету ведет переговоры с агентом ЦРУ, притворяется, что готов на вербовку – ради того, чтобы выторговать звонок жене и передать шифровку своим о времени восстания. После встречи с американской стороной он приносит нашим пленным прохладительные напитки. Эпизод, где советские солдаты с жадностью впиваются в банки с колой, конечно, сомнителен с художественной точки зрения – для патриотической агитки, каким фильм видят некоторые критики, это провал.
Теперь перед персонажем, который привык действовать один, стоит задача – сплотить коллектив потерянных, разуверившихся во всем людей. В американских фильмах этот момент условно называется "собрать команду". Здесь ГРУ-шник и напоминает ребятам, что они все – советские граждане, что русские не сдаются. Чтобы "разбудить" их от тяжелой жизни, дать почувствовать общность, Никитин затевает игру в футбол. Моджахеды соглашаются на матч и выигрывают. Зато наши обретают единство, силу и случайно подсматривают, где в базе находятся склады с оружием.

В реальности был, конечно, лидер восставших – но кто именно, до сих пор неизвестно. Ведь в этой истории много пробелов. Выживших не осталось, а свидетели бойни содержались отдельно от русских. Свидетели – афганские пленные, которые не были посвящены в детали плана. Как ни странно, кинематографичный футбольный матч – не выдумка сценаристов. Именно так лидер восставших начал подготовку к операции.
Но матчей было несколько. Моджахеды привыкли к спортивным зрелищам, были очень азартны, охранники теряли бдительность "на трибунах". Хозяевам базы нравилось побеждать на поле – играли грязно, радовались, как дети. Потому никого не удивило, когда в один из дней Николай Шевченко попросился на "замену" – у него якобы была травмирована нога. За предыдущие матчи советские солдаты уже изучили базу, знали о вооружении и количестве часовых. Отлучившись на пять минут, лидер мятежников занял склад с оружием, дал сигнал своим – выстрелил в воздух. Произошедшее шокировало моджахедов, они окружили здание, но сделать уже ничего не могли – по понятным причинам запасов оружия у русских было достаточно, и сдаваться они не собирались.
В фильме Никитин с товарищами, заняв крепость, ждут спецназ, а он не приходит. Ждут, выходят в радиоэфир. Спасатели молчат. Их предали. И кто? Собственное руководство, своя страна. Они совершили то, на что никто не был способен, а теперь в окружении врагов погибнут безвестными. А надо было лишь протянуть руку помощи своим.
"Если бы мы знали, что такой лагерь был, мы бы не только там спецназ вытащили, могли бы целую армию туда послать, – говорит ветеран Евгений Зеленков. – Да, эффектно, красиво, красочно, но это была неправда. Может, для сегодняшних мальчишек это будет интересно. А мне нет – я вижу ошибки режиссера. Сериал снят больше для сегодняшнего дня, а не про то время. Господи, да телефонов даже не было, чтобы оттуда звонить. Связь какая была? Никакой. Такие нюансы замечаешь – поулыбался и просто переключил. А то, что их предало руководство – совсем ни в какие ворота. Нет, тогда как раз было гораздо лучше, чем в последнее время, тогда я действительно знал, что за мной всегда придут и меня всегда вытащат".
Заведовал базой Бурхунуддин Раббани – будущий президент Афганистана. Именно его и просили мятежники вызвать для переговоров. Русские обещали сложить оружие, если Раббани свяжется с советским посольством в Исламабаде. Но на это пойти лидер оппозиции не мог – знал, будет международный скандал. Причин много – и военная база, и американские инструкторы, и незаконное удержание советских солдат на территории "нейтрального Пакистана". Раббани велел взять мятежников на прицел. Начался бой. К утру 27 апреля наши выкатили из здания оружейного склада миномет. Моджахеды подтянули тяжелую артиллерию, на горе разместилась большая пушка, Раббани дал приказ – огонь. Снаряд попал по складу, все осветилось от сильного удара. После образовалась воронка с радиусом 80 м – этот взрыв был виден из космоса, его и зафиксировали спутники.
Пакистанцы заметали следы быстро и тщательно, кишлак снесли, боевики исчезли вместе с базой. Русские не выжили. Их имен не было известно до 1992 года, пленным сразу меняли их на исламские – потому даже афганцы-пленные просто не знали, как по-настоящему зовут наших героев. Единственное, что удалось выведать нашему посольству спустя семь лет, что их было 12.

"К тому моменту, когда начала появляться какая-то внятная информация, я уже отслужил, – рассказывает Евгений Зеленков. – Я очень сильно переживал, когда об этом узнал. Был такой мощный порыв вернуться, отомстить. За пацанов в эту кашу залезть. Причем, вот именно такой порыв был у многих. Восставшие в Бадабере были героями, мальчишками своей страны, настоящими защитниками Родины. Тогда я был ненамного их старше".
Несмотря на изъяны сериалы, снят он с уважением к советской эпохе и к советским бойцам, что для современного ТВ уже редкость. А Евгений Зеленков отмечает, что Вооруженные силы России по-прежнему сильны традициями и заделами именно Красной армии, 100-летие которой отмечается 23 февраля.
"Был закат СССР, но у нас все равно остались традиции Красной армии, – напоминает он. – Хотя и были поставлены специальные люди, которые должны были разрушить армейские традиции, но ничего не получилось. Потому что есть мы – старшее поколение. И мы передаем боевой дух армии. И я был в Сирии, целых полгода там провел – и там те же серьезные, нормальные ребята, что были и в наше время".
Nakanune.ru "За товарищей умереть не страшно"
***
Не соглашусь с окончательным резюме автора заметки в предпоследнем абзаце, т.к.
невозможно говорить об уважении к советской эпохе, если одной из основных её черт в фильме представлено предательство советским государством своих воинов – это же надо было еще придумать такое. Придумать и вплести в героическую ткань борьбы эту паскудную ложь, чтобы она воспринималась как правда.
Тот же сюжет был взят на вооружение Бондарчуком мл. в его «9-й роте», где всё повествование завязано на том, что бойцов-интернационалистов забыла Родина, и им пришлось погибнуть.
Мы наблюдаем, друзья мои, элемент манипуляции с информационным потоком: полуправда и изменение контекста, – когда необходимо вопреки здравому смыслу склонить кого-то к ложному выводу. В данном случае – о сущности советской системы.
А это уже признак информационно-психологическая войны и реальная война с историей –
ведь такой приём мы видим в каждой кинокартине: будь то «Сталинград», будь то «Салют-7», будь то «Движение вверх».
=Arctus=