Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Category:

120 лет назад Россия получила Порт-Артур и Дальний на 25 лет


7 марта 1898 года в Пекине была подписана русско-китайская конвенция о предоставлении России на 25 лет в аренду портов Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний). (т.е. до 1923 года – прим. arctus)

Россия получила Порт-Артур и Дальний от китайского правительства, что называется, в пику немцам и англичанам. Для династии Цин ситуация в этом дальневосточном регионе складывалась не лучшим образом. В ноябре 1897 года Германия захватила территорию Цзяочжоу. Свою сферу влияния в районе Янцзы установила Британия, заключив, кроме того, соглашение о займе.


В этой ситуации Китай был вынужден искать союзника, чтобы как-то противостоять мировым агрессорам. Россия и стала таким союзником, обещая оказать военную помощь, но не забыв о своих интересах. Условием конвенции, подписанной 27 марта 1898 года в Пекине между Россией и Китаем, была аренда двух портов: Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний).


Порт Артур. Общий вид. 1904

Это был обоюдовыгодный союз, позволяющий Китаю и России решить свои проблемы. России требовалось соединить железнодорожную магистраль – КВЖД – с незамерзающей гаванью на Дальнем Востоке. Первоначально хотели арендовать Цзяочжоу, но его захватили немцы. А поскольку появились слухи о намерении англичан захватить порты Ляодунского полуострова, в том числе и Порт-Артур, то это была единственная возможность решить насущную для страны задачу иметь незамерзающий порт на Тихом океане.

Тем не менее в правительстве Российской империи были споры между сторонниками и противниками занятия Порт-Артура и Дальнего. В частности, тогдашний министр финансов Сергей Витте категорически возражал против силового захвата Ляодунского полуострова, предложенного министром иностранных дел Михаилом Муравьевым. Витте настаивал на «экономическом проникновении в Китай», полагая, что реализация сценария Муравьева нанесет непоправимый удар отношениям с Пекином.



Порт Артур. Железная дорога и вокзал

А что Муравьев? «Мы пришли помочь Китаю избавиться от немцев, – сообщил он Пекину после захода российских судов в бухты Ляодунского полуострова 4 декабря 1897 года, – мы пришли защищать Китай от немцев, и как только немцы уйдут – и мы уйдём!». Так или иначе, но аренда на 25 лет не предполагала, безусловно, захвата территорий.


Вся эта история началась с захода немецких судов в Цзяочжоу 2 ноября 1897 года. В Пекине вспыхнула паника. Узнав о действиях Германии, один из самых влиятельных сановников Цинской империи член императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжан уже на следующий день обратился к России с просьбой ввести свои суда в этот китайский порт. Для России это было чревато прямым конфликтом с Германией. О чем и заявил Николаю II морской министр, так как немецкие суда уже находились в Цзяочжоу. Царь согласился. Однако Китай получил ответ, что Россия не отказывает в поддержке в случае большого столкновения с Германией, но при условии, что «русским судам будет открыто дружеское гостеприимство даже в тех портах, которые недоступны для иностранцев» возможно, это и есть намек на Порт-Артур «а также улаживании всех нерешённых вопросов вокруг КВЖД». Ли Хунчжан ничего не ответил Петербургу, опасаясь, что Россия не исполнит своих обещаний.


Порт Артур. Туземный город — китайский. 1904

В этот момент Муравьев и предложил занять Порт-Артур. Мнение историков: министр иностранных дел считал этот порт не целью, а средством давления на Пекин. Витте категорически возражал: «
то, что могут делать европейцы, мы делать не должны». Его план состоял в том, чтобы подойти к Цзяочжоу и стоять там, пока Германия не покинет этого порта. Такой маневр был чреват конфликтом с Берлином.
На фоне дебатов двух министров из Поднебесной стали поступать тревожные сигналы. Телеграммой 25 ноября сообщалось, что в Чифу (ныне Яньтай) ждут английскую эскадру, по слухам идущую в Порт-Артур. Еще одно сообщение гласило, что 2 декабря англичане заняли бухту Далянь. Оно позже не подтвердилось. Тем не менее в столь тревожной обстановке Россия, промедлив, могла потерять возможный пункт для стоянки флота.

Вскоре российские корабли встали на рейд в Порт-Артуре и Даляне (Дальнем). Витте пришлось поддержать заявление Муравьева, что Россия заняла Порт-Артур исключительно по просьбе Китая и не намерена оставаться там долго, так как у неё есть своя гавань – Владивосток. Впрочем, все знали, что этот дальневосточный порт нельзя использовать круглогодично: на несколько месяцев зимой Владивосток замерзал.



Русский плакат начала русско-японской войны «Посидим у моря, подождем погоды» Дозволено цензурою. Москва, 28 февраля 1904

Страхи Витте были напрасными: Китай спокойно воспринял появление русских кораблей в Порт-Артуре, он больше опасался англичан. В такой обстановке и была подписана 27 марта 1898 года русско-китайская конвенция. Со стороны России – поверенным в делах Александром Павловым, с китайской стороны членом императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжаном.

Конвенция предусматривала использование двух китайских портов на основе 25-летней аренды, а также разрешала прокладку к ним железной дороги от одного из пунктов КВЖД. Свое действие конвенция прекратила досрочно: согласно Портсмутскому миру после Русско-Японской войны в 1905 году права аренды Ляодунского полуострова и южная линия КВЖД отошли к Японии.



Японские офицеры обедают в дер. Лучупо под Порт-Артуром. 18 декабря 1904 года
*
Елена Ковачич , ИА REGNUM



Tags: Порт-Артур
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments