
Я бы сказал: именно поэтому и надо читать Солженицына – настолько там этого вранья много. Вранья незамысловатого, расчитанного на самого необразованного читателя.
*
Новый пресс-секретарь губернатора Тимофей ГОНЧАРУК: «Не рекомендовал бы читать Солженицына, там много вранья»
<...> Возобновляем наш проект «ПроЧтение», в котором известные люди Ульяновска расскажут о своей жизни с книгой, о том, что им дало чтение, что читают и рекомендуют читать сейчас.
<...>
Стартуем с нового человека в региональном правительстве — пресс-секретаря губернатора Тимофея Гончарука.
Отметим, молодой человек был назначен на новую должность в ноябре прошлого года. Большую часть своей жизни прожил в Воркуте. Работал на телевидении, был журналистом газеты «Красное знамя», главным редактором газеты «Моя Воркута», активно вел ЖЖ с ником falolog (который, однако, удалил). В 2011 году его блог даже был номинирован на «Приз зрительских симпатий». В числе публикаций можно встретить материал под названием «Не люблю журналистов». Тимофею 32 года, он имеет филологическое образование.

— Тимофей, в каком возрасте Вы научились читать?
— В возрасте 5-6 лет, учили родители. Первая книжка, которая понравилась – «Незнайка на луне». Ну и вообще серия «Приключения Незнайки», особенно запомнились моменты, когда Незнайка начал писать стихи на своих друзей, как эти друзья на его сатиры реагировали.
— У самого не было творческих порывов написать книгу? Может какие-то стишки в детстве?
— В школьном возрасте баловался шутливыми стишками, не особо получалось. А книгу, нет, не задумывался, особенно в детстве. Уже будучи студентом филологического посещала мысль, но тогда я понял, что лучше тех писателей, которые уже писали, я выдать ничего не смогу.
— То, что в школе задавали на лето, читали?
— Вообще читал, но не то, что задавали. Только после 9 класса серьёзно увлёкся литературой и взялся за школьную программу.
— Можете кого-то выделить из писателей?
— Всегда очень нравился Гоголь, в старших классах Булгаков («Мастера и Маргариту» читал раз 5-6), нравились Зощенко и Платонов. Некоторые произведения последнего учителя и сами не читали, потому что они были помечены «звездочкой».
— А откуда Вы брали книги: из общественных библиотек или домашняя была богатой?
— У родителей была солидная библиотека, впрочем, как и у всех, наверное, в СССР. Что-то и в школьной библиотеке доставал, правда, в 7 классе невозможно было заполучить «Тома Сойера», такое ощущение, что за ней весь город в очереди стоял. Приходилось записываться в библиотеку в другом районе, чтобы прочитать её по школьной программе.
— Какой это был город?
— Воркута.
— Были ли какие-то любимые книги в домашней библиотеке?
— Скорее нет, Серафимович, Шолохов – достаточно тяжёлые книги для школьника.
— А из современных авторов выделите кого-то?
— За современными не слежу, Минаева читал, до Лимонова хотел добраться, но пока не получилось. Веллера могу выделить. Вообще документальная литература интересна: особенно волнует ряд моментов, связанных со штрафбатами во время ВОВ. Обычно параллельно 2 книги читаю, это уже вошло в привычку. Сейчас в командировках читаю Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков», полгода назад купил роман Джеймса Джойса «Улисс», но очень тяжёлая книга, требует большой концентрации, в ней много отсылка к другим произведениям, в том числе античным, и историческим моментам. Когда учился на филфаке, все время порывался ее прочитать, но из-за недостатка времени все откладывал, вот сейчас пришла ее пора.
— Вы предпочитаете электронные или печатные книги?
— Удобнее и компактнее, конечно, электронные, но выбираю печатные, однозначно. От них больше кайфа.
— Согласны с утверждением, что современная молодёжь сейчас стала значительно меньше интересоваться литературой?
— В какой-то степени я с этим утверждением согласен. Просто у них сейчас информации больше, поступает она из различных источников. Впитывают другие знания и другую информацию, на книги нет времени.
— Можно сказать, что это плохо?
— Смотря с чем сравнивать. Современники Пушкина сказали бы, что моё поколение – отсталые люди. Они с 4 лет учили детей двум иностранным языкам. В настоящий момент иные тенденции. В мои школьные годы тоже было множество людей, которым литература не была интересна.
— Нужно ли заставлять людей читать?
— Меня заставляли. Нужно грамотно мотивировать, правильно преподнести ему то, что в книгах есть много интересного.
— Что дала литература?
— Друзей. Благодаря этому пристрастию, я поступил на филологический факультет, где нашел всех своих друзей.
— Какую книгу Вы не советуете читать?
— Вредной литературы много. Сложно назвать одну конкретную. Наверное, я бы не рекомендовал в юном возрасте читать Солженицына, потому что в его рассказах много искажений, есть недостоверные исторические факты, много вранья. Неподготовленные умы могут неправильно трактовать прочитанное. Взрослым и впечатлительным людям я бы тоже рекомендовал от него отказаться.