Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Взгляд на потребительство из СССР октября 1986 года


«Причинами гибели человека станут причины не физического, а духовного свойства. Если во имя потребления его жизнь будет лишена творческого и интеллектуального содержания, он – существо конченое, мертвец».

В 1986 году советские публицисты прозревали дух, содержание, каким будет наполнена жизнь человека в стране спустя 15-30 лет. Выдержки из статьи в АиФ от 7 октября 1986 года «Потребительство: в чем корни проблемы».


«... Думается, разговор об этом необходим, ведь для того чтобы бороться с негативным явлением, надо хорошо его знать. Как сказал М.С. Горбачев на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук,
«мы на опыте знаем: если оскудевает духовное, нравственное начало в человеке и обществе, неизбежно усиливаются потребительские настроения, вещизм, беднее становится внутренний мир. Как видим, закон возвышения потребностей не действует однозначно и автоматически. Проблема здесь есть, да еще какая. И решать ее нужно во взаимодействии всех факторов жизни и развития человека».

– пишется в предисловии, из которого ясно, что Горбачёв понимал, куда ведёт страну в разрезе «нравственного начала в человеке и обществе».
Затем читателю были представлены несколько небольших публикаций по вопросу, из которых выделю эту:


«... Наверное, не будет преувеличением сказать, что стремление к успеху, к власти - главный его двигатель, и потому пропаганда мещанства, бездуховности, стяжательства, которую проводят буржуазные средства массовой информации и реклама, для него - норма. Иными словами, причины всех этих явления кроются в самом западном обществе, в его общественном устройстве. Как писал американский психолог Эрих Фромм в статье "Наш образ жизни делает нас несчастными", в капиталистическом обществе все направлено на то, чтобы "разжигать потребительский инстинкт". Приведу элементарный пример, который поможет читателям понять, как вырабатывается и как "работает" психология потребительства.

В одном из номеров французского еженедельника "Вандреди, самди, диманш" помещена реклама "престижного" мужского одеколона "Тюрбо". Коллаж изображает флакон одеколона на фоне стремительно мчащейся моторной лодки. "Мужчины, покупающие "Тюрбо", продвигаются быстрее", - гласит подпись. Ясно, что качества одеколона никак не связаны с молниеносной карьерой, которую символизирует полет моторки: реклама явно рассчитана на "психологию престижности". Ведь у тех, кто стоит на низшей ступени иерархии, – у рабочих, клерков, мелких предпринимателей – создается иллюзия, что купить этот одеколон, этот символ избранности и успеха, – значит приобщиться к элите, к избранным, может быть, даже оказаться на одной ноге со своим шефом, тоже его купившим.

Однако не пройдет и месяца, как в печати появится новая афишка, рекламирующая уже другой одеколон (а может быть, тот же самый, только в другой упаковке) как самый современный и безотказный "эликсир успеха".

Именно психология престижности, выработанная у массового покупателя, лежит в основе всей экономической политики западных предпринимателей. Как сказал один американский бизнесмен, реклама создает не только объект для, клиента, но и клиента для объекта.

По словам работника французского телевидения Мишеля Лансело, "причинами гибели человека станут причины не физического, а духовного свойства. Если во имя потребления его жизнь будет лишена творческого и интеллектуального содержания, он - существо конченое, мертвец"».
№ 41 07/10/1986

(Реклама стала наводнять ТВ, как минимум, через 5 лет – с начала 1991 года: сначала безобидная, и поначалу она казалась смешной).

Советские люди, насмотревшись программы "Взгляд" (конечно, уставшие от созданного Горбачёвым искусственного дефицита в мирное время), поверили, что достаточно купить одеколон Тюрбо, достаточно купить «фирмовую джинсу», – и будут жить, как в западных журналах и фильмах, крутившихся в видеосалонах. Конечно – сохранятся бесплатные квартиры и свежий хлеб, который можно проверить специальной вилочкой в магазине на мягкость, и т.п. И прочие советские блага, которые стали восприниматься как данные и неотчуждаемые с рождения феномены. Последовало «Партия, дай порулить!». Партия дала. Потребительство стало богом. Спустя 5-10 лет от всего этого благолепия осталась только реклама и создаваемые ей иллюзии.

Да, после нищеты «благословенных 90-х» наступили «тучные» 2000-е: народ ушёл в кредиты – сторицей возмещать полученный ущерб, но уже в долг. Накопление и отдача которого – в соответствии с библией «психологии престижности» – составляют почти всё содержание современного пост-советского человека. Отсюда и его, до уровня верёвки, «пластичность».
=Arctus=

P.S. Прекрасно, на своем языке, современного человека описал 20 лет назад В. Пелевин в романе «Generation P»:

[Отрывок из монолога Че Гевары]
«... С точки зрения этой дисциплины [экономики – прим. arctus] каждый человек является клеткой организма, который экономисты древности называли маммоной. В учебных материалах фронта полного и окончательного освобождения его называют просто ORANUS (по-русски – «ротожопа»). Это больше отвечает его реальной природе и оставляет меньше места для мистических спекуляций. Каждая из этих клеток, то есть человек, взятый в своем экономическом качестве, обладает своеобразной социально-психической мембраной, позволяющей пропускать деньги (играющие в организме орануса роль крови или лимфы) внутрь и наружу. С точки зрения экономики задача каждой из клеток маммоны – пропустить как можно больше денег внутрь мембраны и выпустить как можно меньше наружу.

Но императив существования орануса как целого требует, чтобы его клеточная структура омывалась постоянно нарастающим потоком денег. Поэтому оранус в процессе своей эволюции (а он находится на стадии развития, близкой к уровню моллюска) развивает подобие простейшей нервной системы, так называемую «медиа», основой которой является телевидение. Эта нервная система рассылает по его виртуальному организму нервные воздействия, управляющие деятельностью клеток-монад.

Существует три вида этих воздействий. Они называются оральным, анальным и вытесняющим вау-импульсами (от коммерческого междометия «wow!»).

Оральный вау-импульс заставляет клетку поглощать деньги, чтобы уничтожить страдание от конфликта между образом себя и образом идеального «сверх-я», создаваемого рекламой. Заметим, что дело не в вещах, которые можно купить за деньги, чтобы воплотить это идеальное «я», – дело в самих деньгах. Действительно, многие миллионеры ходят в рванье и ездят на дешевых машинах – но, чтобы позволить себе это, надо быть миллионером. Нищий в такой ситуации невыразимо страдал бы от когнитивного диссонанса, поэтому многие бедные люди стремятся дорого и хорошо одеться на последние деньги.

Анальный вау-импульс заставляет клетку выделять деньги, чтобы испытать наслаждение при совпадении упомянутых выше образов.

Поскольку два описанных действия – поглощение денег и их выделение – противоречат друг другу, анальный вау-импульс действует в скрытой форме, и человек всерьез считает, что удовольствие связано не с самим актом траты денег, а с обладанием тем или иным предметом. Хотя очевидно, что, например, часы за пятьдесят тысяч долларов как физический объект не способны доставить человеку большее удовольствие, чем часы за пятьдесят, – все дело в сумме денег.

Оральный и анальный вау-импульсы названы так по аналогии со сфинкторными функциями, хотя их вернее было бы соотнести со вдохом и выдохом: чувство, вызываемое ими, похоже на своего рода психическое удушье или, наоборот, гипервентиляцию. Наибольшей интенсивности орально-анальное раздражение достигает за игорным столом в казино или во время спекуляций на фондовой бирже, хотя способы вау-стимуляции могут быть любыми.

Вытесняющий импульс подавляет и вытесняет из сознания человека все психические процессы, которые могут помешать полному отождествлению с клеткой орануса. Он возникает, когда в психическом раздражителе отсутствуют орально-анальные составляющие. Вытесняющий импульс – это глушилка-jammer, который забивает передачу нежелательной радиостанции, генерируя интенсивные помехи. Его действие великолепно выражено в пословицах «Money talks, bullshit walks» и «If you are so clever show me your money» . Без этого воздействия оранус не мог бы заставить людей выполнять роль своих клеток. Под действием вытесняющего импульса, блокирующего все тонкие психические процессы, не связанные прямо с движением денег, мир начинает восприниматься исключительно как воплощение орануса. Это приводит к устрашающему результату. Вот как описал свои видения один брокер с Лондонской биржи недвижимости: «Мир – это место, где бизнес встречает деньги».



Tags: СССР и Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments