Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

За какие заслуги собираются повесить памятную доску А.Колчаку в Петербурге. Часть I

А так же о русских полярниках-исследователях и вкладе в их дело А.В. Колчака.
(в продолжение темы За что ставить памятники Белым генералам? )




31 марта 2014 года комитет по культуре Санкт-Петербурга уведомил центр «Белое Дело» о том, что Совет по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга поддержал предложение об установке мемориальной доски. Члены совета утвердили текст доски: «В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак».

Может быть, под вывеской «Белое дело» скрывается отдел Русского географического общества? А прилагательное «белое» подчёркивает, что этот отдел полярных исследований?
Какой же выдающийся вклад внёс учёный и исследователь в русскую науку?


Воспользуемся материалом книги И.Ф. Плотникова «Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность».
И прочитаем о научных вехах А.Колчака.


В 1900-м году Колчак принял предложение от русского геолога, арктического исследователя Эдуарда Васильевича Толля принять участие в Русской полярной экспедиции в качестве руководителя гидрологических работ и второго магнитолога.

«Во время плавания и зимовок на Таймыре и на Новосибирских островах Колчак, как и другие члены экспедиции, напряженно трудился… В апреле - мае 1901 г. они вдвоем с Толлем путешествовали по Таймыру. … Позднее Колчак со спутниками, а где и в одиночку, впервые пересек остров Котельный, измерив высоты, проехал поперек Земли Бунге … .  Начальник экспедиции Э.В. Толль был чрезвычайно доволен Александром Васильевичем как отличным гидрологом и назвал его именем открытый экспедицией остров и мыс в том же районе.»

Из-за состояния льдов на шхуне не удалось пробиться к северу от Новосибирских островов,
Э.В. Толль принял решение с астрономом и магнитологом Ф.Г. Зебергом (человеком, в отличие от Колчака, пожилым. - arctus) и двумя зверопромышленниками якутами Василием Гороховым и Николаем Дьяконовым пробиваться пешком. Вышли они 5 июля 1902 года.
В итоге  шхуна под командованием Ф.А. Матисена  через некоторое время прибыла в Петербург, а следы Э.В. Толля с товарищами не найдены до сих пор.
(Подробннее история этого, по сути, предательства, здесь )

Установлена ли памятная доска Э.В. Толлю - великому романтику, пропавшему без вести в поисках земли Санникова?

Спустя полгода по поручению Академии наук Колчак в составе группы из 17 человек человек с 10 нартами и вельботом отправился в экспедицию, длившуюся год, с главной задачей - поиск группы барона Толля. В ходе экспедиции были описаны новые географические объекты, внесены уточнения в очертания береговой линии, в характеристики льдообразования. Однажды Колчак провалился под расколовшийся лед, что навсегда. сказалось на состоянии здоровья.


Действительно, трудный, рискованный поход. Но. Он ли является причиной, в память о которой необходимо спустя 100 лет увековечивать имя Колчака как выдающегося учёного и исследователя? Или оба похода, в первом из которых напряжённо трудились ВСЕ члены экспедиции, начальник которого погиб? Или что-то другое? Почему «Белое дело» не печётся о мемориальных досках в память первого магнитолога и астронома экспедиции Ф.Г. Зееберга, погибшего вместе с Толлем, и командир-капитану шхуны «Заря» Фёдору Андреевичу Матисену?

Давайте вспомним - а были ли в Российской Империи другие выдающиеся исследователи?

Были.
* * *
Степа́н О́сипович Мака́ров (27 декабря 1848 (
8 января 1849), Николаев — 31 марта (13 апреля) 1904, близ
Порт-Артура) — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. Погиб во время русско-японской войны.
- им был сконструирован один из первых надёжных
батометров
- изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки»)

При его участии, по его проекту и чертежам был Построен первый русский ледокол «Ермак», на котором экспедиция С. О. Макарова достигла широты 81°29', т. е. прошла на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.
* * *

Адмирал Чичагов, Василий Яковлевич
- дважды — в 1765 и 1766 годах — отправлялся в «секретные экспедиции» на трёх кораблях из порта Кола к Камчатке и Северной Америке, имевшими целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку»
«Из-за тяжёлых льдов эти экспедиции достигали лишь 80° 26’ северной широты к северо-западу от Шпицбергена в первый раз и 80° 30’ северной широты во второй, после чего вынуждены были возвращаться в Архангельск.
Лишь атомный ледокол «Арктика» 12 августа 1977 года смог достигнуть желанной цели».
На военном поприще:
«Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира»

Я бы (это моё личное мнение) с большим удовольствием посмотрел кинокартину «Адмиралъ» о жизненном пути В.Я. Чичагова.

(см.продолжение в следующем выпуске)

Tags: Колчак
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments