Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

1892 г – в Киеве пущен первый в России электрический трамвай


Пробные пуски первой линии электрического трамвая в России протяжённостью 1 км по маршруту «Александровская площадь – Крещатик – Большая Жандармская улица» в Киеве состоялись с 14(2) по 19(7) мая 1892 г.
13 (1) июня 1892 г. линия открылась для регулярного движения. Проект разработан военным инженером А. Струве; строитель-подрядчик – немецкая фирма Siemens.
*
Вашему вниманию, уважаемые читатели, начало лекции физико-математического Общества при университете св. Владимира, посвященной данному событию, от 1894 года.

... Обратите внимание на язык,
други моя! Так объясняются в любви женщине.

«Милостивыя Государыни и Государи!

С тех пор, как с постепенным развитием современнаго общества город сильнее и сильнее стягивает к себе население, высасывая лучшие деревни и разростаясь до размеров еще недавно неслыханных, он поневоле должен позаботиться о доставлении своим безчисленным обитателям возможно большаго количество удобств и наибольшаго комфорта, взамен утраченной ими свободы и простора родных полей, лугов и лесов.

Не находя довольно места для своих граждан на тех первоначально небольших участках, где основался он когда-то, город все выше и выше тянется к небу, уходит в глубь, разбрасывается во все стороны, где только находит доступ своим разростающимся предместиям, пригородам, форштадтам и т.п.


Вытесняемый дороговизною из центральных мест «стараго города», горожанин уступает эти насиженныя места банкам, театрам, отелям и другим грандиозным сооружениям, постепенно отливая к новым и новейшим поясам населяющихся местностей, отовсюду охватывающих начальное зерно города. Но эта «децентрализация», перенесение наибольшей массы населения в более отдаленныя от торгово-промышленнаго центра части, не избавляет большинство населения от необходимости посещать центр города: там все-таки остается вся его притягательная сила, все то, что влечет к себе селянина в шумную сутолоку города, все, что привязывает к городу его кореннаго жителя, там guint-essentia города.

Эта связь лучше всего выражается теми способами сообщения, какие пускает в ход изобретательный горожанин, чтобы прилизить себя к центру, так сказать до minimum'a сократить разстояние от своего новаго жилья до места своих обыденных занятий: конторы, магазина, управления, учебнаго заведения и т.д. Не в силах одолевать эти разстояния «по способу пешаго хождения», он заводит «своих лошадей» — слишком незначительная группа счастливцев; находя не по карману сколько нибудь сноснаго извозчика, мелкий горожанин — а ведь это громадное большинство, — вынужден довольствоваться омнибусом, линейкою, наконец, вагоном «конки». Как быстро заселяются те места по окраинам, которые свяжет с центром рельсовый путь, будет-ли движение совершаться на нем конною тягой, паровозами-ли или электричеством!

Хорошо, если местныя условия разростающагося города таковы, что эта ускоренная доставка жителя окраин к центру и обратно устанавливается скоро, не встречая так сказать естественных препятствий. Так Петербург, Одесса, Харьков, Казань давно связаны со своими окраинами рельсовыми путями. Старушка Москва и суетливая Варшава преодолели свои местныя неблагопрятныя условия и не мало уже лет обзавелись конками. На ш Киев сильно отстал в этом от своих старших и младших братьев. Но зато он, как сказочный богатырь, проснувшись от долгаго сна, быстро наверстал потерянное и опередил своих соперников, обзаведясь чуть не сразу железною городскою дорогою с конною, паровою и электрической тягой. ...» ("Электрические трамваи в Киеве")

Tags: русский язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment