Пробные пуски первой линии электрического трамвая в России протяжённостью 1 км по маршруту «Александровская площадь – Крещатик – Большая Жандармская улица» в Киеве состоялись с 14(2) по 19(7) мая 1892 г.
13 (1) июня 1892 г. линия открылась для регулярного движения. Проект разработан военным инженером А. Струве; строитель-подрядчик – немецкая фирма Siemens.
*
Вашему вниманию, уважаемые читатели, начало лекции физико-математического Общества при университете св. Владимира, посвященной данному событию, от 1894 года.
... Обратите внимание на язык, други моя! Так объясняются в любви женщине.
«Милостивыя Государыни и Государи!
С тех пор, как с постепенным развитием современнаго общества город сильнее и сильнее стягивает к себе население, высасывая лучшие деревни и разростаясь до размеров еще недавно неслыханных, он поневоле должен позаботиться о доставлении своим безчисленным обитателям возможно большаго количество удобств и наибольшаго комфорта, взамен утраченной ими свободы и простора родных полей, лугов и лесов.
Не находя довольно места для своих граждан на тех первоначально небольших участках, где основался он когда-то, город все выше и выше тянется к небу, уходит в глубь, разбрасывается во все стороны, где только находит доступ своим разростающимся предместиям, пригородам, форштадтам и т.п.
Вытесняемый дороговизною из центральных мест «стараго города», горожанин уступает эти насиженныя места банкам, театрам, отелям и другим грандиозным сооружениям, постепенно отливая к новым и новейшим поясам населяющихся местностей, отовсюду охватывающих начальное зерно города. Но эта «децентрализация», перенесение наибольшей массы населения в более отдаленныя от торгово-промышленнаго центра части, не избавляет большинство населения от необходимости посещать центр города: там все-таки остается вся его притягательная сила, все то, что влечет к себе селянина в шумную сутолоку города, все, что привязывает к городу его кореннаго жителя, там guint-essentia города.
Эта связь лучше всего выражается теми способами сообщения, какие пускает в ход изобретательный горожанин, чтобы прилизить себя к центру, так сказать до minimum'a сократить разстояние от своего новаго жилья до места своих обыденных занятий: конторы, магазина, управления, учебнаго заведения и т.д. Не в силах одолевать эти разстояния «по способу пешаго хождения», он заводит «своих лошадей» — слишком незначительная группа счастливцев; находя не по карману сколько нибудь сноснаго извозчика, мелкий горожанин — а ведь это громадное большинство, — вынужден довольствоваться омнибусом, линейкою, наконец, вагоном «конки». Как быстро заселяются те места по окраинам, которые свяжет с центром рельсовый путь, будет-ли движение совершаться на нем конною тягой, паровозами-ли или электричеством!
Хорошо, если местныя условия разростающагося города таковы, что эта ускоренная доставка жителя окраин к центру и обратно устанавливается скоро, не встречая так сказать естественных препятствий. Так Петербург, Одесса, Харьков, Казань давно связаны со своими окраинами рельсовыми путями. Старушка Москва и суетливая Варшава преодолели свои местныя неблагопрятныя условия и не мало уже лет обзавелись конками. На ш Киев сильно отстал в этом от своих старших и младших братьев. Но зато он, как сказочный богатырь, проснувшись от долгаго сна, быстро наверстал потерянное и опередил своих соперников, обзаведясь чуть не сразу железною городскою дорогою с конною, паровою и электрической тягой. ...» ("Электрические трамваи в Киеве")