Олег Вещий (arctus) wrote,
Олег Вещий
arctus

Categories:

Ленин и религия. Продолжение 2



Продолжаем исследования позиции Ленина и русской социал-демократии по отношению к религии.

В 1912 году шла кампания по выборам в Думу
IV созыва, в которую широко было вовлечено духовенство.  Свою позицию  (в те годы она называлась демократической, противоположной либеральной) В.И. Ленин высказывал в нескольких своих статьях.

В статье "Либералы и клерикалы" газеты "Правда", оппонируя либералам, он писал:


«Демократия никогда не может стоять на той точке зрения, что духовенству не следует участвовать в политической жизни. Это — точка зрения архиреакционная. Приводит она только к казенному лицемерию и ни к чему больше. В жизни абсолютно невозможны, неосуществимы никакие меры, отстраняющие от политики и от классовой борьбы ту или иную группу или часть населения.»

Упрекая либерала князя Трубецкого в том, что тот считает «проект наводнения Думы духовенством» явлением «антихристианским и антицерковным», Ленин отвечает:

«Это неправда. Это лицемерие. Это – глубоко реакционная точка зрения
«Мы не против участия духовенства в выборной борьбе, в Думе и пр., – утверждал он далее о позиции социал-демократов, – а исключительно против средневековых привилегий духовенству. Мы клерикализма не боимся, мы с ним охотно – на свободной и равной для всех трибуне – поспорим. Духовенство всегда участвовало в политике прикровенно; ничего кроме пользы для народа, и большой пользы, не будет от того, если духовенство станет участвовать в политике откровенно».

Продолжая этот эпизод в статье «Духовенство и политика» (в сентябре 1912 г.), он замечает:

«Мы уже указывали в «Правде» на недемократическую постановку вопроса о духо­венстве либералами, которые либо прямо защищают архиреакционную теорию о «не­вмешательстве» духовенства в политику, либо мирятся с этой теорией.
Демократ безусловно враждебен самомалейшей подделке избирательного права и выборов, но он безусловно за прямое и открытое вовлечение самых широких масс всякого духовенства в политику. Неучастие духовенства в политической борьбе есть вреднейшее лицемерие народу принесет лишь пользу переход духовенства к политике откровенной"

(По сути он оппонировал будущим "белым" - либералам, никак не монархистам. Тем, кому наследуют нынешние либералы, по какой-то ошибке называемым демократами, и которые борятся против идей Ленина по сей день.)

Это было до Великого Октября 1917 г.
 После него, уже как Председатель правительства, Ленин активно стремился перевести свою теорию о свободе совести в правовую практику советского государства.

Подписанный им и другими членами Советского правительства Декрет
«Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 г., в редактировании которого он деятельно участвовал, содержал норму, запрещающую ограничивать, стеснять свободу совести:

«В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести». (п.2)

Декрет установил, что:
«Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются».
В п.9 - об отделении школы от церкви, есть важное дополнение:
«Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.»

В окончательную редакцию документа вошла и внесенная лично Лениным формулировка:
(добавка в п.13, об обобществлении имуществ церковных и религиозных обществ)«

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ»


Пожалуйста, верь или не верь, все стеснения упразднены. А какие, например, были стеснения, и были ли они вообще? Да, были.

До 1905 года действовало "Уложение наказаний уголовных и исправительных от 1845 года"
По информации из worldcrisis.ru, часть статей остались действующими и после 1905-го.

В частности, такие:

Раздел «О преступлениях против веры».

Безусловно, богохульство - вещь скверная, но под богохульством можно понимать слишком многое, и трактовать как богохульство при желании можно очень и очень много. Поэтому статьи получаются посадочно"ёмкие":

Статья 182. Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.

Обращает внимание на себя такая статья, "непубличное богохульство". По этой статье можно отправлять почти всю нашу "несистемную оппозицию" убирать снег:
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Для многих философов вполне подойдёт такая статья:
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Исповедующие иную религию  или атеисты должны быть предельно осторожны:

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращения в веру.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.
Статья 206. Раскольничество — ссылка.
Статья 207. Сектантство — ссылка.
Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение
Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.


Государственный закон. Все должны исполнять.
Вряд ли, критикуя советский период, либералы и "бълые" согласны на возвращение таких статей в Уголовный Кодекс уже нынешней РФ.
Не было их и в УК СССР.

Покажите нам хоть один закон СССР, где по религиозному признаку прописывались не просто репрессии, а хотя бы притеснения для верующего?

Повторим еще раз:
- Ленин религию рассматривал как необходимый инструмент человеческого миропонимания - религия как бы затыкала дыры непознанного и неизведанного. И, чем сильнее наука, чем меньше непознанного - тем меньше оставалось места религии в умах людей. Простых и непростых.
По мере научного прогресса религия должна была отпасть сама, как осенний листья. Просвещение народа - вот единственный способ.
Все остальные процессы, ускоривающие отказ от религии, он критиковал и запрещал.

предыдущие материалы: Ленин и религия. Отношение к верующим
Ленин и религия. Отношение к верующим (продолжение)

Tags: Ленин и религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments